Вторник, Окт 22nd

Вы здесь: Главная Новости

Новости

Нам оставлено исповедание

В истории нашей страны XX века слишком много вопросов, по которым до сих пор в обществе нет консенсуса. Это интервью с историком, профессором СПбГУ, доктором исторических наук Сергеем Львовичем Фирсовым – попытка коснуться некоторых из них.



Три Крещения Руси

– Сергей Львович, некогда Русь называли Святой, и крестоношение было в обществе если не нормой, то разделяемым большинством идеалом. В XX веке Россия взошла на голгофу, и Крест Христов, как и кресты распятых одесную и ошую разбойников, очевидны. А сегодня какой крест можно назвать русским?

– У каждого человека есть свой крест. Наверное, есть крест и у народа. Какой крест ныне несет русский народ? Это вопрос очень сложный, отчасти даже парадоксальный, если мы вспомним, что до 1917 года Россия – православная империя, а после прихода к власти большевиков в течение достаточно длительного времени – богоборческое государство. Причем в первые десятилетия советской власти это богоборчество бушевало в откровенно кровавом массовом терроре, обращенном, прежде всего, против епископата, духовенства, верующих мирян, а потом, закономерно, и вообще против человека как такового.

"Власть делала все, чтобы новые поколения не просто не знали имя Бога, но и не желали знать"

В это время уничтожались и епископы, и священники, и активные миряне. Власть делала все, чтобы новые поколения не просто не знали имя Бога, но и не желали знать. Это была своего рода идеологическая селекция. В 1920–1930-е годы богоборчество в Советском Союзе достигло таких масштабов, каких не знала христианская Церковь за всю свою историю. Уничтожался даже календарь. Сегодня мы это можем заметить, просматривая советские фильмы, например, «Волга-Волга». Из провинциального города в Москву едут молодые и не очень люди. В дороге они поют песни. Часть пути плывут на пароходе. Все это сопровождается краткими текстовыми сообщениями: первый день шестидневки, второй день шестидневки, третий день шестидневки…

– «Шестоднев» такой? Обезьяничанье на Первотворение: «Мы наш, мы новый мир построим»…

– Без воскресенья. Его вообще как будто уже не существует. Сбивается сакральная перспектива: воскресенье перестает быть праздничным днем.

– Конечно, воскресение – это же в христианской традиции малая Пасха «восьмого дня»: выход в пакибытие. Для бросающих Богу вызов – сами как боги (ср. Быт. 3, 5) – вход туда по-прежнему загражден.

– В новой версии советского мира – пять дней работа, на шестой – выходной.

– Это какая-то запрограммированная «недоделанность», как, впрочем, и программное отрицание, что человек создан Богом. В экзегетике число 6 означает самодовольство с отказом от благословения. Освященная же церковная жизнь тяготеет к семикратности, поэтому, в частности, 7 таинств.



– Да, а в приведенном фильме – пример богоборчества, когда вроде бы о Церкви и не говорится, но можно заметить, как церковные традиции выхолащиваются из жизни. Еще пример, другая эпоха – хрущевская. «Я шагаю по Москве» – известный фильм 1963 года. В этом фильме есть любопытный эпизод: герой идет по бульвару со своим новым приятелем, которого вдруг кусает собака. Рядом оказывается мальчик, у него и интересуются: «Твоя собака?» – «Нет, – отвечает тот, – но тетки, которая попросила побыть с собакой, пока она сходит в церковь».

– Ну да, такие, мол, и детвору эксплуатируют, и собаки у них кусаются...

– Да, весь этот негатив в образ заложен. Дальше: «Так сходи в церковь, позови эту тетку», – говорит герой фильма. «Я не могу, – отвечает мальчик, – я пионер». Тогда взрослый молодой человек, предлагавший пионеру сходить в храм, сам идет и вызывает оттуда эту женщину. Старый храм показан пустым, пожилой священник читает проповедь нескольким не менее преклонных лет старушкам.

Я вспомнил эти пропагандистские приемы, чтобы показать, как идеология проводилась даже в фильмах, напрямую не касавшихся церковной тематики. Церковь пытались выставить маргинальной, никому не нужной структурой, а в итоге и превратить в таковую. Безусловно, в то время верующие несли крест нападок, притеснений, гонений.

"В то время верующие несли крест нападок, притеснений, гонений"

– А сегодня?

– Сегодня верующие тоже несут крест. После изменения политической ситуации в стране Церковь перестали воспринимать как враждебную силу, госатеизм остался в прошлом. Однако Церковь все равно оказалась в чрезвычайно непростом положении. Она должна дать ответ на упования миллионов, воспитанных в советской, атеистически ангажированной коммунистическим учением, атмосфере. При этом надо иметь в виду, что традиция для большинства вновь приходящих в Церковь прервана. Такая задача – разве это не крест?

– Как восстановить традицию?

– Для кого-то приход в Церковь есть результат долгих раздумий, попыток найти Бога, понять себя; воцерковление для них предполагает изучение церковного богослужения, постоянное посещение служб, глубокую внутреннюю работу над собой – таковые и восстанавливают традицию. Но мы должны быть честными и признать, что далеко не для всех такая работа над собой и погружение в церковное Предание становятся потребностью. Это очень тяжелый труд – крестоношение. Большинство же приходят в Церковь, не утрудившись вникнуть во всю эту беспощадную к падшему человеку глубину Богооткровенного учения, отрицая какую-либо свою ответственность перед Богом. Как должна встречать Церковь таких захожан? Большой вопрос. Неслучайно эпоху после 1990 года называют эпохой Второго Крещения Руси.

– Часто еще эпоху новомучеников начала XX века называют кровавым Крещением Руси – вторым, тогда нынешнее – уже третье.

– Для Церкви и та и другая эпоха – крест.

– В Крещении, собственно, спогребаемся в смерть Христову – действительно, так и обретается крест, если уж заговорили про эту аналогию с таинством церковным. Святитель Николай (Велимирович) даже выделял периоды русской истории в соответствии с семью таинствами Церкви, и в его классификации этот цикл завершился. Выстоявшие в кровавом XX веке удостоились таинства рукоположения как народ святой, царственное священство (1 Петр. 2, 9), а для отброшенных коммунистической волной в язычество наступает возможность нового Крещения, и так далее, по этой логике, начинается новый большой исторический круг таинств.

На острие

– В чем суть крестоношения новомучеников?

– Церковь мистическую спасать не нужно. Новомученики спасали Церковь историческую – своей кровью спасали, отвечая, быть может, за какие-то прошлые ошибки. Это одна из главных коллизий при рассмотрении эпохи новомучеников: Церковь спасает Господь, в ответ на исповеднический подвиг верующих. Церковь как столп и утверждение истины

(1 Тим. 3, 15) в спасателях не нуждается, разве что в исповедниках. Она пребывает вечно, ее спасает Сам Христос. Это тот вопрос, который предъявляли митрополиту Сергию (Страгородскому): зачем вы спасаете Церковь?

– Да, известна же установка митрополита Петра (Полянского): «Веруй и умей нести свой крест». Да тот же священномученик Вениамин (Казанский) за несколько дней до расстрела писал: «Не Платоновы, Чепурины, Вениамины и т. п. спасают Церковь, а Христос»...

– Вот! Но было и стремление Церкви, полагалось, спасительное для ее «внешнего положения», найти свое место в политической структуре государства, даже если это государство атеистическое, которое будет вероломно вмешиваться в кадровую политику Церкви, декларативно, как в советские годы, при этом заявляя, что Церковь от государства отделена. Однако мы не должны забывать, что есть теоретические выкладки, а есть реальная история, живые люди…

Русская традиция государственной жизни – это традиция, прежде всего, церковная. Государство у нас создавалось в соработничестве с Церковью и по определению – православное. По крайней мере де-юре. Российская империя – православная империя. Русский Царь, являясь главным ктитором Церкви, в то же самое время являлся «белым царем», то есть Царем для всех подданных разных исповеданий.



В советское время Церковь была отделена от государства декларативно, однако государство посредством чекистов пыталось подчинить кадровую политику Церкви своим интересам. То есть заставить церковную иерархию соглашаться на кадровые решения, которые устроили бы официальные богоборческие власти: если власть арестовывала какого-нибудь архиерея, то Церкви предписывалось в лице своего Священноначалия найти повод для того, чтобы его освободить от занимаемой кафедры. Патриарх Тихон пойти на такое не желал и не мог. Когда власти кого-то арестовывали, то на кафедру ставился викарий, но имя арестованного за Богослужением поминалось.

– То есть сохранялось как раз мистическое единство и целостность Церкви?

– Да, но власть это не могло устроить. Арестованный архиерей все равно, получалось, оставался архиереем. Таким образом, проблема Декларации 1927 года– это не проблема слов: беды власти – наши беды, а ее радости – наши радости, – это всё слова… Хотя и слова могут смущать. Дело, прежде всего, в возможности советской власти влиять на кадровую политику Церкви, при этом уничтожая даже тех, кто, по крайней мере внешне, был лоялен к власти. То есть нелояльностью к режиму со стороны репрессированных и расстрелянных власть не могла оправдать своих бесчинств, в результате которых к 1939 году на свободе осталось только четыре правящих архиерея…

"Нелояльностью к режиму со стороны репрессированных власть не могла оправдать своих бесчинств"

Но давайте попытаемся понять митрополита Сергия (Страгородского). Он принес свое имя на алтарь Церкви. Вдумайтесь: человек, воспитанный в условиях православного мира, оказался во главе Церкви в эпоху господствующего зла. Что делать? Его родную сестру расстреляли, его ближайших соратников уничтожили. На него оказывалось колоссальное давление. Власть, которая обещала ему некие преференции, обманула его ожидания. Тем не менее он сумел дожить до того времени, когда вождь вспомнил о Церкви и институционально Московская Патриархия стала возрождаться. Да, она воссоздавалась, имея не просто опыт гонений, но и страха, что в любой момент может все повториться.

– Так оно и случилось. Доводилось общаться со священниками старшего поколения, еще заставшими митрополита Сергия и последующие времена, они и рассказывают, предостерегая и нас не расслабляться: «Мы тоже думали, что это уже никогда не повторится, потому что это просто не может повториться! Но пришел Хрущев, и началось…».

– Было, думаю, немаловажное для митрополита Сергия еще одно обстоятельство: постепенно вырастало новое поколение людей, для которых советская власть была естественной властью, они просто не знали другой жизни и уже совсем по-другому, чем оппоненты митрополита Сергия, воспринимали советскую действительность. Мы не должны забывать и этого обстоятельства. То, что для заставших еще XIX век было в осоветченном XX-м странно, для людей, родившихся уже после прихода к власти большевиков, было нормой, они просто не знали ничего другого.

– Недавно довелось прочитать, как отец Иоанн (Крестьянкин) осаживал ультраправославных, которые обвиняли митрополита Антония Сурожского: он, мол, и в парижском Нотр-Даме проповедует, и чуть ли не женское священство у протестантов одобряет (а владыка, с одной стороны, учитывал специфику западных условий христианской жизни, а с другой – никогда не считал протестантских «пасторов» священниками, признавая их лишь обычными проповедниками). И вот, когда такую критику владыки Антония услышал отец Иоанн, он тут же приложил палец к губам: «Тсс… Ни-ни, ни слова! Мы тут по острию ножа ходим, а он там – на острие иглы… Нам нельзя, а ему – можно!» Так и в отношении митрополита Сергия легко сейчас разглагольствовать...

– Да!

Закваска

– Почему Русская Голгофа была явлена именно в XX веке? Не предшествовала, как в истории Крещения многих народов, так называемой Константиновой эпохе, а увенчала ее. Почему?

– Окончание Константиновой эпохи у нас можно считать началом эры мученичества. Я не знаю ответа на этот вопрос, но можно сказать словами Сергея Булгакова, будущего отца Сергия, об этих предреволюционных годах начала XX века: «Россия экономически росла стихийно и стремительно, духовно разлагаясь». Современники это замечали: экономическое развитие на фоне духовного упадка.

Быть может, это внутреннее разложение связано со слишком быстрым развитием промышленности, индустриализацией, ростом городского населения, невозможностью города быстро реагировать на приход в его стены деревенских жителей. С одной стороны, пошло разрушение так называемой крестьянской культуры, форсированное формирование субкультуры пригородов со всеми отрицательными ее свойствами. С другой стороны, сыграл роль невысокий уровень культуры среднегородского жителя. С третьей стороны, вырождение дворянства как правящего класса и его обнищание – началось то, что называется «вырубка вишневых садов». Это тоже важный момент. Традиционные дворянская культура и быт изживали себя, стремительно мутировало и крестьянство, все это происходило быстро и необратимо, в контексте сложных внутренних и внешнеполитических обстоятельств.

После 1910 года вопрос о европейской войне стоял уже на повестке дня. Проведение спокойных экономических реформ в условиях войны было в принципе невозможно. Это понимали многие. К сожалению, Россия не могла уклониться от решения этих сложных внешнеполитических задач. Великая держава должна была играть по тем правилам, которые были обусловлены ранее договорами с союзниками.

"О том, что война закончится революцией, догадывались многие политики того времени"

О том, что война закончится революцией, догадывались многие серьезные политики того времени. В качестве примера вспомню о министре внутренних дел Правительства С.Ю. Витте – Петре Николаевиче Дурново. Незадолго до смерти в начале 1914 года он послал свою записку Императору Николаю II. Это, можно сказать, была своеобразная загробная записка. Она была прочитана после того, как Дурново умер. Читая ее сегодня, ловишь себя на мысли, что он был политическим пророком: предсказал появление большевиков, хотя слово «большевик» не было прописано. Он говорил о том, что Первая мировая война закончится для России плохо, даже если она окажется победительницей в этой войне, в силу того, что Россия экономически очень зависит от своих союзников – Франции, Англии, Бельгии и т.д. То есть победа России в войне вместе с союзниками означала бы утверждение этой экономической зависимости от тех, сообща с кем она воевала. С другой стороны, поражение могло привести к росту оппозиционных настроений и к весьма сложному для русского трона положению. Он писал, что наша интеллигенция не понимает, что, даже придя к власти в условиях революции, она у этой власти не удержится и будет сметена еще более левыми радикальными силами: мужиком с топором. Повторяю: эта записка была написана до начала Первой мировой войны. Император ее читал.

Но одно дело ставить диагноз, другое дело – предлагать паллиативы, решения вопроса. Конечно, врач – это, прежде всего, диагност. Но даже поставив правильный диагноз, ты не всегда имеешь под рукой необходимые лекарства, которые помогли бы социальному организму выздороветь. Так произошло и в России.

Мы можем считать, что крест дается не в наказание, но во вразумление. Однако понять, насколько этот крест послужил вразумлению народа, мы сможем не сразу, а по прошествии определенного срока. Большое видится на расстоянии. Понять, были ли извлечены практические выводы из данных России уроков, мы сможем спустя некоторое время.

"Понять, были ли извлечены практические выводы из данных России уроков, мы сможем спустя некоторое время"

– Если большевики-коммунисты копировали богоборческий и антиклерикальный опыт Великой Французской революции, то как, по сравнению с Католической Французской церковью, ответила на этот вызов Русская Православная Церковь?

– Это так считается, что большевики копировали их опыт.

– В любом случае – в чем проявился именно Русский православный крест в обстояниях революционного шабаша?

– Ни в одной христианской стране не было против духовенства совершено столько расправ, не было убито столько архиереев, священников и активных мирян. Ни в одной христианской стране, за исключением, пожалуй, Албании, столь неуемно не уничтожались храмы, не закрывались монастыри. Практически вся церковная жизнь к концу 1930-х была уничтожена.

– Что осталось?

– Помимо совсем небольшой группы клириков, возглавляемых несколькими архиереями и служившими в нескольких храмах, остался опыт исповедничества, о котором тогда никто не говорил и который тогда никому, за редким исключением, не был известен. Этот опыт стал хранящимися до времени дрожжами.

– Закваской в трех мерах перетертого в муку народа…

– Да, и эта закваска уже в наше время послужила на пользу Церкви. Получается, что новомученики жили для XXI века и далее, для будущих поколений. Новомученики стали тем ферментом, который помогает Церкви превратить теплохладных в горячих и тем самым исполнить новозаветное слово апостола Иоанна Богослова (ср. Откр. 3, 14–16).

С Сергеем Фирсовым
беседовала Ольга Орлова

Предстоятель Русской Церкви возглавил пленарное заседание XXIII Всемирного русского народного собора

18 октября 2019 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил пленарное заседание XXIII Всемирного русского народного собора на тему «Народосбережение — настоящее и будущее России».

В президиуме Собора присутствовали: Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; управляющий делами Московской Патриархии, заместитель главы ВРНС митрополит Тверской и Кашинский Савва; заместитель главы ВРНС К.В. Малофеев; генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка; первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев; полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Н.Н. Цуканов; министр по делам Северного Кавказа С.В. Чеботарев; министр внутренних дел РФ генерал полиции В.А. Колокольцев; министр юстиции РФ А.В. Коновалов; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; руководитель фракции политической партии «Единая Россия» в Государственной Думе ФС РФ С.И. Неверов; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, председатель Международной ассамблеи Православия С.А. Гаврилов; верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин; главный раввин России А.С. Шаевич; председатель Наблюдательного совета Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества А.В. Громова; сопредседатель «Союза православных женщин» Н.Б. Жукова и другие.

В работе Собора приняли участие иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители государственной власти, руководители фракций политических партий Государственной Думы ФС РФ, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий, деятели науки, образования и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, представители общественности.

Прямая трансляция заседания шла на телеканалах «Россия-24», «Союз» и «Спас».

Заместитель главы ВРНС Митрополит Тверской и Кашинский Савва, обратившись к собравшимся с кратким приветствием, объявил XXIII Всемирный русский народный собор открытым.

После исполнения Гимна Российской Федерации был показан фильм, посвященный теме народосбережения.

С основным докладом выступил глава Всемирного русского народного собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Далее ведение пленарного заседания осуществлял заместитель главы ВРНС К.В. Малофеев.

Первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко огласил приветствие Президента России В.В. Путина. Затем С.В. Кириенко в своем выступлении рассказал о мерах по народосбережению, предпринимаемых государством.

С приветствием к собравшимся обратился генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка.

Заместитель главы Всемирного русского народного собора К.В. Малофеев сообщил, что приветствия в адрес ВРНС направили председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, мэр Москвы С.С. Собянин.

К.В. Малофеев представил также отчет о работе ВРНС в 2019 году.

Затем прозвучали выступления и доклады ряда участников ВРНС, посвященные вопросам демографии и народосбережения. К собравшимся обратились: профессор НИУВШЭ А.С. Галушка; руководитель фракции политической партии «Единая Россия» в Государственной Думе ФС РФ С.И. Неверов; руководитель фракции Коммунистической партии РФ в Государственной Думе ФС РФ Г.А. Зюганов; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий (выступил от фракции Либерально-демократической партии в Государственной Думе ФС РФ); руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Государственной Думе ФС РФ С.М. Миронов; верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин; руководитель Международного комитета ВРНС, исполнительный директор Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» генерал-лейтенант Л.П. Решетников; главный раввин России А.С. Шаевич; губернатор Белгородской области Е.С. Савченко; министр Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Д.В. Умаров; вернувшийся в Россию представитель русской эмиграции князь В.А. Трубецкой; член Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия П.А. Пожигайло; председатель Социально-экономического комитета ВРНС академик РАН С.Ю. Глазьев; руководитель Комитета ВРНС по культуре, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИА.В. Щипков.

По окончании выступлений Святейший Патриарх Кирилл высказал ряд предложений по содержанию соборного документа.

Митрополит Тверской и Кашинский Савва огласил проект итогового документа XXIII Всемирного русского народного собора.

В завершение пленарного заседания Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам форума с заключительным словом:

«Хотел бы сердечно поблагодарить всех устроителей нынешнего заседания Собора, которое видимым образом в положительную сторону отличается от предыдущих заседаний. Произошедшие перемены, несомненно, ко благу нашего Собора.

Я высоко оценил сегодня качество выступлений, профессионализм наших ораторов и очень положительно воспринял тот факт, что люди говорили и со знанием дела, и от своего сердца. Они, несомненно, обогатили многих из нас тем, что мы должны сегодня знать для того, чтобы эффективно содействовать преодолению тех отрицательных явлений, которые существуют на демографическом поле нашей страны.

Предложил бы на базе того, что здесь уже было сказано и на базе тех идей, которые были сформулированы, провести серию семинаров с привлечением профессионалов, чтобы наши рекомендации, в том числе те, которые мы будем обращать к государственной власти России, отличались безукоризненностью с точки зрения научного подхода к теме. Но эти рекомендации ни в коем случае не должны потерять того духа и того настроения, который был выражен участниками этого Собора, за что я вас всех сердечно благодарю.

Пусть благословение Божие пребывает на тех, кто трудится на Всемирном русском народном соборе, и над всеми, кто болеет за будущее нашего Отечества. Храни вас Господь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

130 км/ч, права по-новому и штрафы от города: водителей ждут перемены

Новые правила сдачи экзаменов на права, запрет езды без госномеров, изменение скоростного режима, передача функций автоинспекции дорожным патрулям и другие важные изменения в области дорожного движения.



В Екатеринбурге прошла Всероссийская конференция ГИБДД, а также выставка «Дорога 2019», на которых был представлен целый пакет изменений в области дорожного движения, вступающих в силу в обозримом будущем, а также ряд перспективных идей, рассматриваемых властями. Скоро поменяются правила сдачи на права, ГИБДД отдаст часть функций региональным властям, а новые машины будут выезжать из салонов уже с номерами.

Город получит функции ГИБДД

Автоинспекция передаст Москве часть своих функций. Во-первых, сотрудников «Дорожных патрулей» столичного ЦОДД наделят функциями регулировщиков. Как пояснил глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов, такой сценарий позволит городу более оперативно реагировать на различные проблемы в улично-дорожной сети. Сегодня патрули ЦОДД уже фактически выполняют такие функции на проблемных участках и в местах ДТП.

Во-вторых, регионы получат возможность самостоятельно администрировать целый ряд штрафов, как это сегодня происходит в Москве с платной парковкой и эвакуацией. Законопроект о передаче региональным властям части полномочий ГИБДД по администрированию зафиксированных камерами фото- и видеофиксации нарушений полностью поддержали в МВД, поскольку он высвободит часть сотрудников. Нарушения, зафиксированные камерами, не будут отправляться в ГИБДД, а рассылкой штрафов города займутся самостоятельно. Правда, другие регионы пока не поддерживают эту инициативу.

Изменится скоростной режим

Глава ГИБДД Михаил Черников сообщил, что скорость движения на автострадах поднимут до 130 км/ч. В ведомстве уверены, что это не приведет к росту аварийности: «Мы с Росавтодором в ближайшее время решим вопрос о движении на платных дорогах, на автострадах, постепенно будем поднимать скорость до 130 км/ч, — сказал Черников. — Это абсолютно правильное решение, мы его поддерживаем, здесь созданы все безопасные и комфортные условия. Я уверен, что на этих дорогах даже при увеличении максимальной скорости ДТП происходить не будут».



Кроме того, продолжается обсуждение вопроса снижения максимально разрешенной скорости в городах до европейского уровня 50 км/ч. В ходе мероприятий в Екатеринбурге представители регионов попросили об этом премьер-министра Дмитрия Медведева, отметив, что эта мера вкупе с предполагаемым снижением нефштрафуемого порога до 10 км/ч позволит заметно успокоить трафик и снизить количество тяжелых аварий.

На машинах без госномеров запретят ездить

С 1 января 2020 г. вступает в силу закон о регистрации транспортных средств, который 3 августа 2018 г. подписал президент Владимир Путин. Согласно документу, новые автомобили на учет можно будет поставить сразу при покупке у дилера. Таким образом, действующая сейчас норма о 10-дневном сроке постановки нового автомобиля на учет отменяется — выехать на дорогу без госномера просто не получится. Нововведения не касаются автомобилей, купленных на вторичном рынке. В этом случае у автовладельцев по-прежнему будет 10 дней на постановку автомобиля на учет, объяснили корреспонденту Autonews.ru в Госавтоинспекции.

Чтобы получить статус «специализированной организации», автосалонам нужно будет выполнить ряд требований. После чего авторизованный в ГИБДД дилер сможет сам передавать документы в ведомство, изготавливать номера и отдавать весь комплект документов с ключами и номерными табличками покупателю. Госавтоинспекция и дальше продолжит выполнять функции по постановке автомобилей на учет — новый закон этой обязанности ГИБДД не лишает. А вот выдача государственных регистрационных знаков подразделениями Госавтоинспекции как раз исключается.

Изменится процедура получения госномера

Закон о регистрации транспортных средств предполагает и новый способ присвоения госномера. Как рассказали на Всероссийской конференции ГИБДД, у автомобилистов теперь появится выбор. Для постановки нового автомобиля на учет можно будет обратиться в местное отделение ГИБДД, заплатить пошлину 2850 руб. и забрать плашку с госномерами прямо в отделении. Другой вариант — заплатить только 850 руб., а назначенный госномер изготовить в авторизованной компании — у дилера или другой частной организации.



Автовладелец может обратиться для регистрации в ГИБДД и в другом субъекте. Но тут выбора уже не будет. После уплаты пошлины 850 руб. транспортному средству присвоят госномер с кодом региона, причем того, где зарегистрирован сам водитель. А табличку придется изготовить уже в специализированной организации.

Регистрировать автомобили на детей запретят

Зарегистрировать автомобиль можно будет только на человека, достигшего 16 лет. При желании сделать собственником более молодого подростка, регистрировать автомобиль будут на его законных представителей. Как уточняют источники в ГИБДД и правительстве Москвы, введение возрастного ценза связано с тем, что сейчас невозможно оформить штрафы на автомобили, которые находятся в собственности несовершеннолетних. Например, невозможно выписать штраф несовершеннолетнему собственнику, если машина стоит без оплаты на платной парковке или на газоне.

В патрульных машинах появятся камеры видеофиксации

Глава Госавтоинспекции Михаил Черников рассказал, что на смену фиксирующим нарушения ПДД треногам могут прийти совершенно новые автоматические комплексы. Устройства, по его оценке, не будут вызывать претензий со стороны водителей, как это происходит с передвижными камерами. Об этом Черников рассказал на проходящей в Екатеринбурге выставке «Дорога 2019». Новые камеры «Кордон.Про»М могут работать не только стационарно, но и на борту движущегося автомобиля.

«Замена передвижных комплексов на те, что фиксируют скорость в транспортном потоке прямо из патрульных автомобилей ГИБДД, повысит эффективность и минимизирует недоверие населения к передвижным комплексам. Претензий со стороны населения будет меньше», — объяснил Черников. По данным производителя, инструментальная погрешность измерения скорости составляет всего 1 км/ч, а рабочий диапазон фиксируемых скоростей составляет от 2 до 300 км в час.

Изменятся правила приема экзаменов на права

С 1 октября 2020 г. вместо привычного экзамена в ГИБДД, включающего «город» и «площадку», кандидатов будет ждать единый практический тест в городе. Проходить он будет на закрытых территориях, улицах и дорогах с малоинтенсивным движением. На этих территориях в более обобщенном варианте будут проверять те же самые навыки, что и в настоящее время проверяются на площадке. Маршрут и порядок выполнения заданий сможет определять сам инспектор-экзаменатор.



Сначала на закрытой территории водители будут демонстрировать умение заехать в бокс, выполнять параллельную парковку, разворот в ограниченном пространстве. После этого водители будут выезжать на дороги общего пользования. Там инспектор проверит, как водитель совершает проезды регулируемых перекрестков, нерегулируемого перекрестка равнозначных и неравнозначных дорог, левые и правые повороты, развороты на перекрестке и вне перекрестка, проезды железнодорожного переезда, перестроение, обгон и опережение, оценит навыки движения с максимальной разрешенной скоростью и проезда пешеходных перекрестков и автобусных остановок.

Результаты экзаменов можно будет оспорить

Также начиная с осени следующего года кандидаты в водители смогут оспаривать и аннулировать результаты экзаменов в Госавтоинспекции. В ГИБДД признались, что некоторые кандидаты через суды доказывали, что сдали экзамены. Чтобы не доводить этот процесс до судебных разбирательств и избавить систему от дополнительной нагрузки, в ГИБДД введут возможность отмены результатов после подачи жалобы кандидата в водители. Процесс сдачи экзамена, как и сейчас, будет вестись под видеозапись, которая хранится в течение 30 дней — эту запись кандидаты как раз могут использовать в процессе оспаривания.

Не сдавшим предложат поучиться

Пересдавать теоретический экзамен можно будет не позднее чем через 30 суток, для практики этот лимит увеличен до 60 суток. Минимальный срок проведения повторных экзаменов остался без изменений — семь суток. В случае неудачных трех попыток следующий повторный экзамен, как и сейчас, можно попытаться сдать снова не ранее чем через 30 дней.



В ГИБДД жалуются, что количество не сдавших экзамены с первого раза постоянно растет, а каждую последующую попытку водители рассматривают как способ потренироваться. Поэтому глава управления надзорной деятельности ГИБДД Роман Мишуров предложил не допускать кандидатов к последующим попыткам ранее чем через 30 дней. «Если водитель считает, что подготовился, пришел на сдачу экзаменов, но оказался не готов, значит, он плохо учился», — сказал Мишуров. — А если три раза подряд не сдал — иди учиться заново».

Кандидатов будут незаметно фотографировать

В ГИБДД предложили радикально бороться с теми, кто при сдаче экзаменов пользуется помощью опытных подставных водителей. Чтобы избавиться от сдающих все тесты за заказчиков, обсуждается идея фотографировать водителей в момент сдачи экзаменов для получения прав. Сами кандидаты не должны знать о том, что их снимают. Если фотография не совпадет с той, что будет сделана в момент оформления водительского удостоверения, документ аннулируют.

Кто мой ближний? Как исполнять заповедь о любви к ближнему в повседневной жизни

Как-то раз некий законник спросил Господа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – вопрос, важный для каждого христианина, ведь мы все хотим стать достойными небесного звания. В ответ Господь спросил законника, каким он сам предполагает ответ на свой вопрос, ведь законник – это человек, знающий Писание и, соответственно, имеющий представление о том, что ожидает Бог от человека. Законник ответил Господу: «Возлюби Господа Бога твоего... и ближнего твоего, как самого себя». «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить», – ответил Господь. «А кто мой ближний?» – спросил тогда законник (см.: Лк. 10: 25–29).

Кто мой ближний?

Выходец из Средней Азии везет меня в другой район Москвы за 100 рублей. Что он купит на эти 100 рублей? Заработает ли он сегодня хотя бы 1000? Хватит ли ему этого для того, чтобы прокормить свою семью?

Кто мой ближний?

Женщина с нелегкой судьбой просит у меня 10 рублей на пороге храма. Каково ей просить, поправ чувство собственного достоинства и каждый день сталкиваясь с жестокостью и черствостью проходящих мимо людей?

Кто мой ближний?

Курьер поднял на 5-й этаж без лифта тяжелый пакет. Поблагодарить его, дав 50 рублей, или он зарабатывает достаточно, чтобы не нуждаться в этой благодарности?

Кто мой ближний?

Мужчина с экрана ТВ рассказывает, что потерял все во время пожара в Сибири. Он нуждается в моей помощи, хотя я не знаю его.

Кто мой ближний?

Современный человек отягощен сверх сил: это и работа, и дети, это склоки и проблемы, которые льются на нас с экранов ТВ и поселяют в нас злость и уныние. Под таким давлением иногда сложно сохранить в себе человечность, ласковое и снисходительное отношение к людям, даже самым близким. Давайте не будем позволять себе становиться источником раздражения для окружающих: нечего сказать хорошего – лучше промолчать.

Наши домашние – это первые люди, по отношению к которым мы обязаны исполнять заповедь о любви, и при этом они же – первые люди, которыми часто мы пренебрегаем, не исполняя этой заповеди. Вспомним, когда мы говорили своим близким что-нибудь доброе, хвалили, отмечали их достоинства, а не только недостатки.

"Вспомним, когда мы говорили своим близким что-нибудь доброе, хвалили, отмечали их достоинства, а не только недостатки"

Если наши домашние едва нас терпят, то причина этого часто бывает в нас самих. Очень полезно поставить себя на место другого человека и представить, что то отношение, которое мы ему демонстрируем, получаем мы сами. Понравилось бы нам, если бы к нам так относились, как относимся мы? Как бы мы реагировали на те слова, которые говорим сами, если бы их говорили нам? Терпение недостатков ближнего и снисхождение – это фундамент, на котором строится исполнение заповеди о любви: где-то не среагировать на колкое замечание и не сказать обидное слово, где-то сдержать себя и не сделать домашних заложниками своего плохого настроения.

Отношения в семье – как домашнее растение, требующее регулярного ухода в виде ласки и внимания. Если мы хотим, чтобы они были нам в радость, то мы сами должны стараться стать источником радости и поддержки, как сказал Господь: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12).

Посмотрим на наших детей. Если они относятся к нам сухо и сдержанно, не желают делиться с нами событиями своей жизни, не рассказывают о своих отношениях с друзьями и сверстниками, то причина такого недоверия кроется, прежде всего, в том, как мы сами относимся к своим детям. Возможно, на каком-то этапе связь и доверие к нам были утеряны, и сейчас нужно потрудиться, проявить терпение и доброжелательность, сменить командный тон на доверительный и попытаться стать своим детям не только наставниками и надзирателями, но и друзьями, с которыми можно поделиться чем-то личным, не опасаясь получить в ответ упреки и нравоучения.

Придя с работы, скажем пару ласковых и одобрительных слов своим детям, найдем, за что похвалить их прежде, чем ругать за провинность, а если приходится ругать – то спокойно объясним, в чем они провинились, разговаривая с ребенком как со взрослым. Важно хвалить своего ребенка, даже за мелочи, отмечать его достижения, выстраивать дружеские, доверительные отношения, проявлять участие – тем самым мы будем исполнять заповедь о любви по отношению к своим детям, ведь любовь – это не только одеть, накормить и обуть, но и сказать доброе слово.

Многие из нас выросли в такой среде, где мы не представляем себе иного языка общения, кроме упреков и претензий, и говорим только о плохих событиях в жизни своей или окружающих. Попробуем говорить о хорошем и посмотрим, как изменится наша жизнь. Не будем позволять негативу вокруг нас или из экранов ТВ нас наполнять. Да, в мире много плохого, как сказал апостол Иоанн: «мир во зле лежит» (1 Ин. 5: 19), но именно мы, христиане, призваны сделать этот мир лучше, по слову Господа: «Вы – соль земли» (Мф. 5: 13), «созданы на добрые дела» (Еф. 2: 10).

Наше христианство, прежде всего, выражается в отношениях с окружающими. Если в этих отношениях полно зависти, осуждения и раздражения – то мы живем не по-христиански. В каких сильных выражениях говорит апостол Павел о любви к ближнему! «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы (!) переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение (!), а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 2–3). Поэтому важно понимать, что если мы соблюдаем все посты и знаем наизусть Евангелие, но не имеем любви или хотя бы снисхождения к людям, то мало для нас в том пользы.

«Напоминай им, – говорит апостол Павел в Послании к Титу, – никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит 3: 1–2). «Ко всем», – это и к соседям, и к коллегам по работе, и к незнакомым людям в магазине и общественном транспорте, и к тем, которые проявляют зло по отношению к нам самим. Сказали нам обидное слово – промолчи, не скажи в ответ, по слову апостола Петра: «не воздавайте злом за зло и ругательством на ругательство» (1 Пет. 3: 9). Лучше, если найдем в себе силы ответить на зло добром, но это уже мера совершенных, которые понимают, что человек зол не потому, что захотел быть злым, а потому, что, возможно, у него дома невыносимая обстановка, или он столкнулся с несправедливостью в жизни, или у него проблемы со здоровьем, а возможно, он с детства рос в таких условиях, что врагу не пожелаешь, и знает только язык агрессии. Как говорил старец Паисий: нужно в таких случаях «включать добрый помысел», попытаться оправдать человека, причинившего нам неприятность.

"Давайте «включим добрый помысел», по слову старца Паисия, и попытаемся оправдать человека, причинившего нам неприятность"

Представим, что этот человек – кто-то из наших близких, и подумаем: как в таком случае мы бы реагировали на его поведение? Возможно, мы бы по-доброму сказали: «Не переживай, все будет хорошо, я помогу тебе, чем смогу» – или: «Давай поговорим. Возможно, я чем-то тебя обидел, что ты так ко мне относишься. Давай выясним это и будем жить в мире».

Это и отличает христианина от нехристианина – доброе, терпеливое отношение к людям и помощь тем, кто нуждается. Человек может и не просить, но нуждаться, и не обязательно в деньгах. Каждый из нас нуждается в добром слове, поддержке, ласке и внимании: водитель маршрутки, девушка на кассе, работник телефонной службы, дворник, курьер – все переживают свои тяготы жизни, и если мы смогли своим отношением сделать жизнь другого человека чуточку светлей, то мы уже исполнили заповедь Спасителя о любви, по слову апостола Павла: «Носите тяготы друг друга, и так исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). Вот та проповедь христианства, которую может совершать каждый из нас, – проповедь не словом, а делом.

Ирина Тихомирова

4 октября 2019 г.

Вот как надо проситься, чтобы пропустили на дороге

Водители поделены на две категории: одни будут щемиться, лезть , вклиниваться, даже, если их никто не собирается пропускать, а другие включат поворотник и будут ждать, когда найдется неравнодушный водитель и пустит в свой ряд.



Причин, по которым нужно перестроиться в соседний ряд немного:

- впереди пробка;
- встал не в этот ряд;
- не местный, поэтому плохо ориентируется.

Я лично сам уже никогда не лезу, если меня не пускают, но и стараюсь пропустить того водителя, который нормально включил поворотник и не лезет наглым образом. Нет, я конечно не стану как бык переть по своей полосе, чтобы не пустить наглеца, мне просто жаль будет машину и потраченного времени на преподавание урока.

Но, этот парень из Лос-Анджелеса проявил смекалку и вызвал море эмоций в сети интернет.

Вся фишка в том, что он нестандартно подошел к вопросу. Для того, чтобы его пропустили у него есть самодельная табличка «Впустите меня, пожалуйста!» и когда его пропускают, то он показывает еще одну самодельную табличку «Спасибо!».

Если присмотреться, то на видео хорошо видно, что когда его пропустили, то он передрал несколько табличек, чтобы найти нужную со словом «Спасибо!»

Друзья, давайте уважать других на дороге!

Николай Бурляев выступил на заседании комитета по культуре ВРНС

23 сентября состоялось заседание Комитета по культуре Всемирного русского народного Собора. На заседании с докладом «Слово о Законе о культуре» выступил Постоянный член Президиума ВРНС, Член Патриаршего Совета по культуре, Первый заместитель Председателя Общественного Совета при Министерстве культуры Российской Федерации, Сопредседатель Общественной Палаты Союзного государства, Председатель Славянского творческого союза, Президент Международного Кинофорума «Золотой Витязь», Член рабочей группы по культуре Госсовета РФ, Член штаба Общероссийского народного фронта МО, Народный артист России Бурляев Николай Петрович.

В предложенной неизвестными авторами Концепции проекта Закона о культуре существует главное противоречие: признавая фундаментом будущего Закона о культуре Указ Президента об «Основах государственной культурной политики», Концепция полностью снимает ответственность государственной власти за исполнение Закона. Закон о культуре должен начинаться с постулата, определяющего все последующие положения Закона: «Закон о культуре призван служить сохранению и развитию нравственных идеалов и возвышению души граждан Российской Федерации». Будущий Закон о культуре должен базироваться на двух краеугольных документах: на Указе Президента «Об основах государственной культурной политики» и на «Концепции национальной безопасности», утверждающей, что «культура – важнейшая составляющая национальной безопасности государства».

Чрезмерное снижение участия государства в решении вопросов содержания культурной деятельности может привести к расцвету русофобии и патологической нетрадиционности. Концепция Закона о культуре запрещает органам власти и управления «вмешиваться в творческую деятельность, либо в содержание профессиональной культурной деятельности ни в форме указаний, приказов и требований, ни в форме принятия кадровых решений». В этом случае единственной инстанцией, способной быть мостом между гражданским обществом и Минкультуры остается Общественный Совет при Минкультуры. Положение концепции о «современном, актуальном искусстве» следует сформулировать так, чтобы была исключена господдержка хулиганских, развратных «перформансов» и беснований.

Проект Концепции положительно отзывается о рыночной «оптимизации» культурных учреждений, их «реорганизации и ликвидации, назначении и увольнении руководителей учреждений культуры». Однако практика показала, что рыночная «реорганизация, оптимизация, ликвидация и увольнение руководителей» работает не во благо культуры, является смертным приговором подлинной традиционной культуре. Пример: реорганизация театров Гоголя, Станиславского, «Таганки».

В грядущем Законе о культуре необходимо сформулировать следующие положения:

— о поэтапном выведении государственной культуры из рынка;

— о последовательном увеличении финансирования отрасли культуры;

— об увеличении ответственности Министерства культуры Российской Федерации и Общественного Совета при Минкультуры за исполнение «Основ государственной культурной политики» и «Закона о культуре»;

— о сохранении и развитии традиционного искусства: репертуарного театра, кинематографа, музыки, живописи, литературы и народных промыслов;

— о назначении на руководящие должности во всех государственных творческих коллективах специалистов с высшим профильным образованием;

— о восстановлении руководящей роли главных режиссёров, дирижёров и художественных руководителей творческих коллективов, специалистов с высшим профильным образованием и опытом работы;

— об исключении деструктивной практики внедрения в творческие коллективы т. н. «эффективных менеджеров» с правом решающего голоса;

— о введении в творческих коллективах Российской Федерации института общественных и художественных советов;

— об усилении роли Государственного заказа;

— о приоритетной поддержке Фондом кино, Департаментом кинематографии Минкультуры, и прочих учреждений культуры социально-значимых проектов;

— о воссоздании и поддержке Государственной киностудии детских и юношеских фильмов и системном производстве фильмов, спектаклей и прочих произведений для детей и подростков.

Заместитель Главы ВРНС К.В. Малофеев отметил, что если будет принята либеральная концепция развития культуры, то следующие поколения могут попросту не настать. Культура, также как и наука, и образование, и армия, не является услугой. Особую обеспокоенность вызывает образование, из которого оказались исключены Основы православной культуры. 17 октября в рамках заседания Всемирного русского народного Собора планируется провести заседание 8 секций: социально-экономической, международной, пространственного развития и территориального управления, по культуре, правозащитной, - в Храме Христа Спасителя; молодежной – в Сретенской духовной семинарии; секции Союза писателей – в Союзе Писателей России; и секции Союза православных женщин - в Совете Федерации. Заявки на выступление следует подавать заранее, места уже ограничены.

Заместитель председателя Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации П.О. Толстой заявил, что государственная культурная политика всегда будет сталкиваться с сопротивлением. Для корабля, который не знает, куда плывет, никакой ветер не является попутным, поэтому нужна четкая идея, какой должна быть страна к 2050 г., и каким должен быть народ. Культура, конечно же, не является частью рынка, объектом купли-продажи. Проблемой является практически отсутствие интереса к культуре у молодежи.

Профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Советник Председателя Государственной Думы А.В. Щипков объяснил, что катастрофичность концепции заключается в практически полном отделении культуры от государства и общества. Анонсируется фактически приватизация культуры. По всей видимости нет другого варианта, кроме разработки собственной концепции по культуре. Следует работать над созданием общественных советов при телевидении, телеканалах.

Директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва В.В. Аристархов пригласил всех на круглый стол по Закону о культуре, который состоится в ноябре.

Председатель Фонда «Русская школа» А.С. Никонов подчеркнул необходимость уделения особого внимания школе как части культуры. Необходимо вынуть школу из рыночных отношений.

В ходе обсуждения была также поднята проблема русского театра, избыточного требования о наличии кассовых аппаратов, запредельной коммерциализации театральной деятельности. Непонятны решения Художественного Совета при Департаменте культуры, критерии при принятии решении о финансировании спектаклей.

Президент Союза малых городов России Е.М. Марков заявил, что проходит высокоорганизованное, продуманное продвижение и внедрение либеральных ценностей во всех сферах жизни общества, в том числе в культуре, в расселении. В расселении пропагандируется управляемое сжатие, сверконцентрация населения в крупнейших городах. В культуре через так называемое современное искусство идет мощное наступление на основы культуры бытия. Необходимо организовать встречное движение, свое видение федерального закона, контрпродукт, который сможет мощно противостоять навязываемому. Нам говорят, что государство должно уйти из всех сфер. Явным результатом безмерной погони за прибылью является, например, тот факт, что Москва «заросла» многоэтажной застройкой.

В ходе проведения Всероссийского съезда малых городов и совместного с Минкультуры России конкурса оказалось, что, несмотря на тяжелые обстоятельства и реформы, малые города и деревни обладают гораздо более живой и самобытной культурой, чем крупные города. Поэтому необходимо особое внимание обратить на провинцию, малые города и сельскую местность, которые способны внести весомый вклад в культурное развитие всей страны.

Профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Советник Председателя Государственной Думы А.В. Щипков согласился с тем, что проблема архитектуры в настоящее время стоит очень остро. Вызывает большие вопросы так называемая современная храмовая архитектура. В российской провинции стоят сотни заброшенных храмов, которые Святейший Патриарх призывает возродить для развития жизни в малых городах и на селе.

В заключении было подчеркнуто, что культура является неотъемлемой частью народосбережения, что обуславливает необходимость дальнейшей работы в направлении формирования культурной повестки.

ВОЗ заявила о сокращении употребления алкоголя в России на 43%

Благодаря комплексу мер по контролю за алкогольной продукцией в России сократилось число связанных с употреблением алкоголя смертей, заявили во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). По ее данным, общее количество употребляемого алкоголя на душу населения в РФ непрерывно уменьшается с 2003 года. К 2016-му этот показатель снизился на 43%.

Как выяснили эксперты ВОЗ, на фоне сокращения потребления алкоголя ожидаемая продолжительность жизни россиян достигла исторического максимума: почти 68 лет у мужчин, 78 лет — у женщин. В числе примененных российскими властями мер ВОЗ назвал постепенное повышение акцизов на алкоголь, введение минимальной розничной цены на водку, внедрение системы мониторинга производства и продажи алкоголя, а также запрет торговли алкогольной продукцией по ночам.

«Такие меры, как внедрение системы мониторинга, повышение цен и ограничение доступности алкоголя, способствуют спасению жизней и сокращают траты в сфере здравоохранения»,— заявила руководитель программы «Алкоголь и запрещенные наркотики» Европейского регионального бюро ВОЗ Карина Ферейра Боргес.

В конце сентября президент России Владимир Путин подписал закон о единой ставке акциза на российские и импортные вина. С 1 января 2020 года ставка повысится сразу в шесть раз. Как ожидается, из-за этого вино в России подорожает минимум на 10%.

«Сила не в количестве отжиманий – а в умении противостоять трудностям» (+ВИДЕО) Николай Валуев о настоящем отцовстве и настоящей силе

Думаю, что наша беседа с Николаем Валуевым откроет читателям непубличную сторону жизни прославленного спортсмена: как оказалось, самый рослый чемпион мира по боксу умеет ставить цели и добиваться их не только в спорте и политике. Он может поделиться опытом и как семьянин, отец, воцерковленный христианин.



От вышибалы – до чемпиона

– Николай, вы – русский Гулливер, «самый высокий чемпион мира по боксу». Помните, как Гулливера берут в плен лилипуты, обвязывают его многочисленными веревками. Скажите, в вашей жизни были ситуации, когда вас пытались использовать люди более слабые, но с возможностями, в том числе и денежными?

– Это происходит каждый день, каждый год.

– То есть вас все время пытались использовать в своих целях?

– Но я ведь был не вещью, а тем необходимым в игре элементом, без которого, скажем, те же деньги невозможно было бы заработать. Люди это прекрасно понимали.

– Это в спорте или вообще в жизни?

– И в спорте, и в жизни это работает.

– А это верно, что после окончания Школы олимпийского резерва вы работали в ресторане охранником и вышибалой?

– Да, конечно.

– Было и такое время в 1990-е годы. А на вас выходили преступные группировки?

– Обязательно.

– Вы прошли путь от вышибалы в ресторане до чемпиона, от атеиста до христианина. Сколько на это понадобилось лет?

– Этот процесс и сейчас происходит, ведь есть еще такое понятие, как совесть. То, что вчера казалось «да и Бог с ним», завтра будет восприниматься как непростительный поступок. Это происходит вместе со взрослением: чем мы старше, тем строже к себе. И понимание того, что делаем, становится глубже, ведь бывает, что еще зеленый юнец не осознает последствий своих поступков и слов из-за отсутствия жизненного опыта.



– Скажите, пожалуйста, откуда пошел род Валуевых, который произвел на свет такого большого человека? Не от слов «вал», «валить», «перевал», т.е. чего-то сильного и могучего?

– Есть еще гриб валуй, деревни Валуево и Валуйки, так что лично я доподлинно не знаю, откуда пошла наша фамилия. По крайней мере удалось проследить по отцовской линии следы семьи. Я приезжал в деревню, расположенную у истоков Волги в Тверской области, где достаточно долго жили мои предки. Род прослеживается уже по тем церковным записям, когда писали не фамилию, а лишь обозначение «сын того-то», когда по батюшке звали. Меня, бывает, зовут и в казаки вступить, а я говорю: «Ребята, я не казак. Я потомственный крестьянин, от земли, от сохи. Куда мне до вас, служивых?»

– А линия мамы в какие земли уходит?

– В Орловскую губернию уходит. Есть очень показательный момент: дедушка моей бабушки по материнской линии занимался золочением церковной утвари, маковок храмов.

– Вам известно, были ли в роду такие же великаны, как вы? Ведь ваш рост 2 метра 13 сантиметров.

– Мне бабушка рассказывала красивую историю о каком-то очень высоком прадедушке. Он вроде бы был сильный, носил какое-то тяжелое знамя. Но я вырос не благодаря, а вопреки наследственности, наверное.



– То есть мама и папа у вас маленькие?

– Да.

– В школе комплексовали, что вы такой высокий, большой мальчик?

– В силу своего характера я не комплексовал, и слава Богу, что мне достался такой склад ума, иначе было бы тяжело.

– Вы чувствовали белой вороной себя?

– Нет, в том-то и дело. Я вообще не придавал этому особого значения. Мне мой рост, может быть, в каких-то моментах мешал, потому что задание залезть в огород и нарвать яблок доставалось, как правило, мне, неуклюжему и неповоротливому. А взлететь птичкой на забор – это была не моя история.

– А было ли у вас какое-нибудь прозвище – дылда или что-нибудь в этом роде?

– Когда мы растем, мы такие нескладные: голова большая, плечи узкие. Я помню, в школе у меня было прозвище «Коля-голова».

– Вы хорошо учились?

– Особых проблем я не испытывал. Учиться и быть закоренелым хорошистом мне не составляло большого труда.



– То есть «сила есть – ума не надо» – это не ваша история?

– Эта поговорка хороша для тех, кто еще не осознал степень своей силы и важность ее предназначения. И жаль, если этот человек не повстречает на своем пути достойного учителя, который бы объяснил ему, для чего, собственно говоря, Господь дает силу.

– А у вас был такой учитель?

– И не один. Людей, которые смогли бы объяснить, для чего это все предназначено и как этим пользоваться, я встречал на своем пути.

– Вы учились хорошо, а какой предмет в школе у вас был любимым?

– В основном это были естественнонаучные и гуманитарные предметы: природоведение, география, история, астрономия, литература и русский язык.

– А кто ваш любимый писатель?

– Я читал детективы: Агату Кристи, Конан Дойла и многих других авторов. Любил книжки, которых не было в программе, а из того, что проходят в школе, читал далеко не все, причем это не мешало мне писать сочинения на пятерки. Буйную фантазию, которая была дана мне родителями и Богом, я развивал еще с помощью книг. Был записан в Ленинградскую областную библиотеку в Красном Селе и постоянно глотал книжки.

– Вы знаете, как много стоит слово «читал» в наше время, потому что растет поколение не читающее и, как следствие, не развивающее себя.

– К сожалению, растет, и мой сын не любит читать. Дочка закончила начальные классы, пока приходится заставлять ее садиться за книгу, посмотрим, что будет дальше.

– То есть вы с ней вместе читаете, например, на сон грядущий?

– Конечно. По крайней мере было время, когда мы с сыном вместе читали детскую Библию, а скоро будем так делать и с дочкой. Мы обсуждали каждый библейский случай: я спрашивал сына, как он его понимает, а потом что-то от себя добавлял. Я на сто процентов уверен, что это занятие не прошло даром, при том, что у меня ребенок с характером и читать не любит, но в то же время он очень добрый, отзывчивый парень с открытой душой, неискушенный в плане лжи. Зачастую там, где можно было бы схитрить, он говорит правду, и это, бывает, оборачивается против него. А что поделать? Я на самом деле радуюсь, что это так, потому что жизненной изворотливости мы наберемся с возрастом, а такие задатки мне больше нравятся.



– Вы находите время для своих детей?

– Его не так много, как хотелось бы. Львиную долю времени с детьми находится супруга, потому что по работе я бываю и в Москве, и в регионе, от которого был избран в Госдуму (это не Санкт-Петербург). Жене приходится справляться в одиночку с возникающими проблемами, с переходным возрастом, о котором я говорил.

– Вы – ведущий передачи «Реальный папа», а какой папа вы для своих детей?

– Я вижу, что они меня воспринимают как реального папу.

– Вы сказали, что читаете Библию с детьми. А можно ли назвать вашу семью малой Церковью?

"Выстраивание отношений – это долгий каждодневный труд"

– Ее можно назвать храмом, потому что семья – это, с одной стороны, крепкое, с другой – хрупкое создание. В ней постоянно приходится работать всем: и детям, хотя они, может быть, это отрицают, и в первую очередь родителям. То есть выстраивание отношений – это долгий каждодневный труд. Уважение и любовь направляют мужчину и женщину навстречу друг другу, ничто другое не сможет заставить их поступиться чем-то своим: правами, мыслями, взглядами на жизнь, властью, чем угодно. Только любовь может подвигнуть двух людей на жертву, и тогда произойдет взаимопроникновение. Один захочет меняться ради другого, и так же второй.

– Скажите, для того чтобы сохранить эти важные вещи – любовь и уважение, нужны ли вера, Церковь и храм Божий?

– Да. Многим это без обращения к домашнему доктору или психологу может помочь в понимании глубинных семейных вопросов.

– Вам помогло?

– У меня никогда не было психолога. Когда я занимался спортом, мне не хотелось, чтобы специалист разбирал какие-то мои глубинные мысли и еще, не дай Бог, в какой-то момент кому-то их поведал. Нет. Я считаю, что это может происходить на Исповеди и больше нигде. А еще можно поведать самое сокровенное своему любимому человеку, но только будучи уверенным, что он в состоянии понять. Если он может разболтать, то ему априори ничего важного нельзя рассказывать, а если он еще и не понимает, то нет никакого смысла говорить ему. Я не рисую идеальную схему: есть вещи, которые я никогда не расскажу жене. И, наверное, буду прав. Вероятно, есть мысли, которые и она мне никогда не выскажет, и тоже будет права. Это в какой-то степени сохранит все то, над чем мы работали последние 16 лет. Но таких тем может быть вообще раз, два и обчелся. А на Исповеди можно говорить все, но лично мне это очень тяжело. Батюшку в первую очередь я воспринимаю как человека, служителя на земле, который избрал свой крест, свой обет. Иногда он, если по-настоящему знает свое дело, способен помочь разобраться во всем.

– Вам была такая помощь оказана? Вам помогали батюшки?

– Они отпускают грехи, а это очень большая помощь.

– А духовник у вас есть, если это не секрет?

– Нет, это не секрет. Я до сих пор не определился, с кем хочу идти по жизни как с духовником.

«Вот оно, настоящее…»



– А когда вы поняли, что хотите быть верующим человеком?

– Таких, как я, называют воцерковленными. Сначала это было просто желанием, может быть, данью моде. Очень хотел креститься, но еще не знал, почему хочу этого.

– А сколько вам было лет?

– Двадцать.

– То есть уже во взрослом состоянии…

– Наверное, на меня оказало влияние чтение многих исторических книг, особенно о России.

– А вы увлекались историей?

– Я и сейчас с удовольствием это делаю, например, перечитал Карамзина. А история Православия неразрывно связана с русской государственностью, именно нашей религии, Православию, Россия должна быть благодарна за свое устройство, свои границы.

– То есть вы фактически через изучение прошлого страны пришли к пониманию, что история России – это история Православия?

– Чем мы отличаемся от других верующих? Ведь там, за границей, тоже много христиан. Они тоже осеняют себя крестом, но немного по-другому трактуют Священное Писание. У нас есть принципиальное отличие, и оно было с того момента, когда Православие через Великого князя Владимира Красное Солнышко пришло на Русь. Еще, может быть, причины того, что нам подошло именно Православие, были и в некоторых особенностях нашего национального характера. Нас очень много ругают за то, что в наших церквях огромное количество золота, камней. Говорят: зачем вам вся эта роскошь? На что мы справедливо отвечаем, что зачастую приносим даже последнее, чтобы подчеркнуть свое отношение к Богу. А понимание тех, кто критикует нас, сводится к тому, что было бы неплохо эту роскошь обратить себе во благо. В этом и состоит отличие нашего характера и отношения к вере – в соборности, жизни не для себя, а для других.

– Вы все это поняли, читая книги об истории России?

– Да, это все оттуда. Это не богословские исследования.

– В частности, исследования Карамзина.

"Наверное, подсознательно моя душа искала истину и нашла"

– Абсолютно везде это сквозит, и никуда от этого не денешься. Когда я начал читать книги о Православии, то понял: вот оно, настоящее, все уже давно придумано. Наверное, подсознательно моя душа искала истину и нашла. Это как со спортивной карьерой: ты не рождаешься чемпионом, а приобретаешь навыки, на протяжении многих лет учишься и наконец им становишься, если этого очень хочешь. Так же и с верой: она усиливается по мере того, как ты ее узнаешь ближе. 20 лет моей жизни выпали из этого процесса, потому что я родился в таком государстве, где считалось чуть ли не постыдным ходить в церковь. Мой отец был крещеным с детства, но, видимо, оттого, что он воспитывался в Советском Союзе, это Крещение было скорее тайным, чем явным. У нас на трельяже всегда висел медный позеленевший крестик, и я все никак не мог понять, зачем ему там висеть. Он всегда был на зеркале, но отец его не носил, ни на одной фотографии на папе нет нательного креста. А потом, примерно в то же время, что и я, он стал носить крестик, а моя мама крестилась. Мы крестились одновременно, но не знали об этом. Когда мама рассказала, что приняла Крещение, я ответил: «Я тоже уже крестился».

– Вы крестились в Санкт-Петербурге?

– Да, в Троицком соборе.



– Это было ваше самостоятельное решение?

– У меня была крестная, которая сказала: «Пойдем, надо креститься, ты уже готов». Я в ответ: «Да, я хочу». И мы пошли в храм. Все прошло несколько буднично.

Когда крестят младенца, он сам не может помнить этого, но помнят его душа и ангел, который за ней присматривает. А человек только в более позднем возрасте начинает задавать какие-то вопросы. Но мои дети крещеные, ходят в церковь и в воскресную школу, поэтому они уже знают ответы. Не могу сказать, что в этом плане у нас присутствует постоянство, потому что надо все время куда-то уезжать, но Гриша и Ира не понаслышке знают, что такое воскресная школа. Я отвожу их туда и оставляю на несколько часов, они посидят, порисуют, пообщаются с детьми и прекрасно проведут время. А я понимаю, что они на уровне подсознания воспринимают некий православный код, код веры. Дети осеняют себя крестом, ставят свечи за здравие и за упокой, уже знают Казанскую икону Божией Матери, которая хранит нашу семью, иконы Николая Чудотворца, Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга, Троицы и Спасителя.

– Вашим детям повезло – у них есть отец, и еще какой. У нас в стране существует огромная армия детей-сирот при живых родителях. И все начинается с кризиса семьи и отцовства. Детские дома заполнены. Если после Великой Отечественной войны действительно была причина для этого, то сейчас появилось сиротство при живых родителях. Что с нами происходит?

– Дело в том, что духовность и ответственность воспитываются с малолетства. Если этого не делать, то, вероятнее всего, человек, когда станет взрослым, поступит, как эти самые нерадивые папы. Я знаю людей, которые считают, что, вырастив совместно сыновей и дочерей, выпустив их в жизнь, можно заводить вторую семью и начинать воспитывать уже новых детей. Я считаю, что это тоже элемент безответственности по отношению и к жене, и ко взрослым детям. Бывает, конечно, и материнская безответственность, но я буду говорить о мужчинах. Совершив всего лишь некое действие, в результате которого появляется ребенок, мужчина думает, что он уже папа. Нет, права называться папой он еще не имеет. Настоящий отец – человек, который наравне с матерью, может быть, даже в большей степени, чем она, несет ответственность за будущее своих детей. Потому что мужчина сильный, он добытчик. Женщин я сейчас не буду обсуждать, иначе мы уйдем очень глубоко в эту тему.

– Как у вас выработалась такая позиция? Кто был вашим учителем?

– Я не задавался таким вопросом. Наверное, в первую очередь я учился у отца и матери. Они уважали друг друга, я не видел, чтобы в моей советской семье было какое-то неравноправие. Это тоже элемент ответственности мужчины – готовность делить власть в семье, признавать за женщиной право на разные вещи, соглашаться, что кое-где она гораздо лучше понимает процесс изнутри, чем он сам. Мой отец был таким человеком. В нашей семье не было стиральной машины, и он совершенно спокойно стирал, готовил и делал еще многие вещи, которых, может быть, чураются современные мужчины. Мой отец все это делал, при этом оставаясь самодостаточным человеком, в некоторых вопросах даже проявляя свой авторитарный характер: последнее слово оставалось за папой. Но имело вес и мамино слово, и я это с рождения видел, этому подсознательно учился. Я человек твердолобый, упертый, а супруга – личность очень эмоциональная, при этом я абсолютно осознанно отдаю ей некую власть в доме, и дети это видят. Но я не делаю этого с подобострастием подкаблучника, это мой сознательный мужской выбор.

Под покровом Казанской

– Вы сказали, что Казанская икона хранит вашу семью. Что это за история?

– Все произошло случайно, но я понимаю, что таких случайностей не бывает. На заре знакомства с моей будущей женой я подарил ей Казанскую икону Божией Матери для машины. Когда мы расписались в ЗАГСе, не думали совершенно о Венчании. Мы четко осознавали, что после свадьбы должны еще проверить свои чувства, а Венчание – это связь на всю жизнь. И Галя, и я понимали, что это не мода. Врать можно себе, окружающим, но врать Богу я не способен, не знаю, как это можно сделать, поэтому Венчание у нас произошло позже. Когда мы пришли в ЗАГС подавать заявление, серьезно поругались с сотрудницей (это была женщина, «не с той ноги вставшая»), в общем, мы ушли оттуда, забрав документы, а через неделю или полторы вернулись и отдали заявление уже другой работнице. Нам назначили дату, которая оказалась днем Казанской иконы Божией Матери.

– Это осенью или летом?

– Осенью.

– 4 ноября.

– Совершенно верно. На момент, когда мы решили обвенчаться, вопрос о дате у нас уже не стоял, мы знали, что событие нужно приурочить в 4 числу. Мы обвенчались только через 9 лет, Галя уже носила под сердцем Иру. Мы понимали, что это абсолютно осознанный выбор. Тех, кто увидит эту передачу, я призываю не следовать моде, не обманывать небеса – гневить Бога не стоит. Венчание – ответственный шаг, не думаю, что нам простится несерьезное отношение к нему.

– Во время этого таинства на головы молодых надевают венцы. Брак – это и радость, и в то же время мученичество.

– Это я и имел в виду, когда говорил, что два человека идут навстречу друг другу потому, что они этого хотят. Мы, бывает, ссоримся, потом, естественно, миримся, и при этом абсолютно спокойно признаем свои ошибки. В тот момент, когда кипят эмоции, у нас находятся силы не обострять ситуацию, а дать друг другу время на осознание. А не просто рубить сплеча, потому что я мужик. Вот чего, может быть, не хватает тем мужчинам, которые отказываются от своих детей, или тем, которые считают, что, дав свою фамилию и отчество, они уже стали папами. Они не папы. Папы – это те люди, которые воспитали своего ребенка. И это огромный труд.

Нет наркотикам!

– Мы с вами встречаемся после конференции, которая названа антинаркотической. Вы принимаете активное участие в движении против наркотиков. Почему?

– Я приведу вам пример того же самого Китая. Когда-то Англия продвигала там свои экономические интересы с помощью торговли наркотиками, в страну беспрепятственно ввозился опиум. Масштабы трагедии были таковы, что государство практически перестало существовать, зато торговцы зельем получали баснословные барыши. Наркотизация населения разрушает страну изнутри.

– Вы проводите прямую аналогию с Китаем – того, что происходит с Россией?

– Смертность очень велика. Как гражданин, политик и, в конце концов, как отец, я делаю все для того, чтобы как можно меньшее количество россиян приобрело эту страшную зависимость.

– Именно поэтому вы в том числе ездите по реабилитационным центрам?

– По ним тоже езжу.



– Однажды вы показали замечательный пример – окунулись на Крещение в проруби. И 400 ребят, которые проходят лечение, тоже вслед за вами окунулись и были очень довольны и счастливы.

– Наверное, мы плавно приходим к философским вопросам, которые наверняка так или иначе поднимаются в ваших программах, Елена, которые я смотрел не раз. Я считаю, что каждый уважающий себя человек, приобретая определенную известность, обязан заниматься подобной деятельностью. То же самое мне говорили именитые и заслуживающие уважения люди, с которыми я повстречался, когда сам обрел какую-то известность, и тем самым – возможность общения с ними.

– Нужно использовать свою популярность во благо?

– Я считаю, что людям необходима пропаганда здорового образа жизни, спорта и тех ценностей, которые прописаны во многих религиях и особенно ярко представлены в христианстве. На примере собственных детей вижу, что в природе человека подвергать сомнению то, что говорят родители. Даже если внешне ребята выглядят внимательными, то внутренне воспринимают эти слова как нотации, лишнее «стояние над душой». Все мы это прекрасно знаем. И хорошо, если детям на пути попадется человек, который скажет, может быть, чуть-чуть по-другому, но то же самое. И почему-то сразу слова доходят до ума и сердца, это обычная история, поэтому я считаю, что каждый человек, обретя известность, должен заниматься такими просветительскими вещами.



"Я знал людей огромных, сильных, но слабых духом"

– Вот вопрос, ответ на который ждут десятки мальчишек. Как сделать доброй мужскую силу, которая очень часто тратится на пьянство, наркотики, бандитизм, безответственность?

– Это не сила. Все, что вы назвали, это слабость.

– Это слабость, но ведь все это делают сильные мужчины, которые могут шкаф сдвинуть, например.

– Если мы пригласим сюда тяжелоатлета, он сможет поднять штангу вдвое больше, чем я, допустим. Сила-то разве в этом? Сила не в том, сколько раз ты подтягиваешься, отжимаешься, не в весе твоего удара по груше (а сейчас и это можно измерить). Сила в том, умеешь ли ты противостоять трудностям. Я знал людей огромных, сильных, но слабых духом, которые пасовали перед сухими, сморщенными, но очень сильными морально. Я про мужчин говорю. То, что мы бросаемся в объятья каких-то негативных поступков и страстей, – это наша слабость. Умение противостоять этим слабостям и есть сила. Крепость мышц, связок, скорость реакции – это всего лишь сопутствующие товары.

26 сентября 2019 г.

Алексей Баталов - О тайных свиданиях и настоящем деле

Наш любимый москвич
АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ

...Я хорошо прожил свою жизнь.

Да, небогато, без больших карьерных всплесков, но я никого не оскорбил, ничем не поступился. Есть люди, которые вспомнят меня добром. А это не так уж мало, правда ?

Дожив до своего возраста, я открыл совершенно невероятную вещь. На склоне лет выясняется, что всё, что с вами происходило —- тяжелого, ужасного, иногда невыносимого, —- это звенья одной цепи, которая называется ваша жизнь. Нельзя выбросить ни одно звено.
Она только тогда будет ваша, если все звенья останутся на месте. Даже тяжелейшие периоды жизни принесли что-то бесценное. Но надо дожить до старости, что бы понять, как всё тонко и взаимосвязано вокруг. Ни за что на свете, как говорил поэт, мне не нужна другая судьба кроме той, которую мне подарил Бог в России.

Больше всего меня огорчает нынешнее служение деньгам. Это самое сильное искушение, люди на глазах ломаются и превращаются в неизвестно что. Раньше, идя домой по деревне, вы могли постучаться в любой дом и вас на ночь пустили бы. А сегодня родную бабушку внук выбрасывает из квартиры. И при этом он вам со знанием дела объяснит, как это выгодно, тут 6 метров выгадает, там 200 долларов и т.п. Детей рожают, чтобы после развода побольше слупить с богатого мужа. Всё это самое нерусское и самое омерзительное, что есть.

В современной деревне друг друга все боятся ,телевидения насмотрелись. А раньше совершенно незнакомый человек вам говорил : " Здравствуйте !" Извините меня, это глубочайшая культура. Ломоносов же с обозом рыбы из деревни пришел в столицу. Ну , откуда он мог взяться, как ? Этот человек заложил основы образования в России, а пришел с обозом рыбы.

А самое дорогое для меня это русская культура, милосердие, которые в России всегда были и остаются, между прочим и сегодня. Просто очень тяжелое время сейчас...... Я, к сожалению, вообще не помню времен, когда так уж все здесь было хорошо. Нет в России такого времени "вот наконец мы пожили !"

Ссылки, братоубийственная Гражданская война, голод, НЭП, репрессии, коммунизм и соцреализм, когда и Чехов, и Достоевский не годились. Великая Отечественная война...... Может быть, эти страдания даются народу нашему, дабы он не забывался и понял свои ошибки ?..... Испытания посылаются свыше, и Бог смотрит, как люди их выдерживают.

Из книги "Алексей Баталов. О тайных свиданиях и настоящем деле"

Здоровое сердце - это выполнение всего трех советов: Лео Бокерия упростил терапию, дав шанс каждому

Лео Бокерия упростил терапию, дав советы каждому. Соблюдение не будет трудным, но спасет жизнь. Итак, здоровое сердце - это выполнение всего трех рекомендаций.



Кардиохирург и президент Общероссийской общественной организации "Лига здоровья нации" Лео Бокерия в беседе с "Вечерней Москвой" говорил о том, как сберечь свое сердце. Рекомендации по защите от сердечно-сосудистых заболеваний довольно просты, но следить за собой надо регулярно. Кстати, по словам кардиохирурга, в этом году в России впервые отмечена минимальная с начала XXI века смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. А все потому, что стали меньше пить и курить, сказал Бокерия.

Большая часть сердечников страдают от неправильного образа жизни. Чтобы избежать тяжелейшего заболевания, следует бросить курить, не растягивая решение во времени.

"Особенно женщинам, которые труднее отвыкают от курения. И никакой замены в виде электронных сигарет, вредность которых уже доказана", - подчеркнул Бокерия.

Второе - полноценный сон не менее 7 часов. Но важна не только длительность сна, но и привычка засыпать и ложиться примерно в одно и то же время. Режим здесь даже важнее количества. То же самое и в питании. Оно должно быть регулярным, примерно в одинаковые часы.

Третья составляющая - это физическая активность. Самое простое - это ходьба. Стартуем с двух часов в неделю, причем не гонимся за скоростью, а держим спокойный комфортный темп. Пройти следует минимум 1 километр. А когда начнете ходить, сами захотите добавить и другие виды спорта, отметил Бокерия. Это практика.

"Мы не думаем, как изменить мир своими силами. Мы стремимся получить силу от Бога, чтобы во всех случаях действовать с любовью". Софроний (Сахаров)

 

Наша деятельность в фото:

  • 001.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
  • 7.jpg
  • 8.jpg
  • 9.jpg
  • 12.jpg
  • 13.jpg
  • 14.jpg
  • 15.jpg
  • 16.jpg
  • 17.jpg
  • 18.jpg
  • 19.jpg
  • 20.jpg
  • 21.jpg
  • 49.jpg
  • 1746356.jpg
  • 1547329070.jpg

Создание сайтов,интернет магазинов,студия Ил-веб