Среда, Окт 17th

Вы здесь: Главная Новости

Новости

Константинополь, Константинополь… Зачем же ты так поступил?

Священник Валерий Духанин

Чем выше человек, тем больнее его падение. Чем величественнее положение, тем сильнее последствия ошибок. И статус первенства способен стать соблазном, когда забывается слово Христа: Многие же будут первые последними (Мф. 19: 30); Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лк. 18:14).

Константинополь, Константинополь! Город великих святых и великих еретиков, город, познавший славу православного царства и испытавший позор разорения и жалкого подчинения сынам Османской империи. Твой вклад в историю неоценим: ты обратил ко Христу народы и царства, ты знал непревзойденных святых-богословов, чьи творения – образец веры всем нам, но в твоих же пределах зарождались и ереси, благодаря тебе происходили и смуты.

Ты, некогда царственный град, изгнал двух лучших своих святителей – Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Обоим не нашлось места в твоих знатных стенах. Ты имел Нестория своим предстоятелем и знал Евтихия как влиятельного настоятеля монастыря, наставника высоких лиц и придворных.

"Не всякое твое, Константинополь, слово – выражение истины, не всё изреченное тобой – непогрешимо и безошибочно"

В тебе пересекались судьбы народов, в тебе шла борьба, в тебе препирались о тонкостях веры: святой император Юстиниан слагал гимн Единородному Сыну и Слову Божию, а еретичествующий император Анастасий включал в Трисвятое монофизитское прибавление «распныйся за ны». В пределах твоей империи зародились обширные ереси, разделившие христиан, и твои императоры так и не смогли преодолеть этих трагичных дроблений. Ты обличал ошибки католицизма, и ты же заключал с ним унию, пытаясь спастись от меча мусульман. В тебе побеждала истина, но с Божия попущения побеждал и ее антипод: не всякое твое слово – выражение истины, не всё, что изречено тобой, непогрешимо и безошибочно.

Твой меч, наследник победоносного римского гладиуса, не устоял против зульфикара – обоюдоострого меча Мухаммеда. Твои сыны рабски пополнили войска янычар, а вместо духовно величественных куполов твоих храмов гордо возвысились острые минареты мечетей. Ты предан в руки мусульман, претерпел разорение, утратил самое имя, превратившись в Стамбул, лишился возможности ясной проповеди среди иноверцев в своих же пределах. И ныне паства твоя рассеяна по всему миру, как птенцы без гнезда, как чада, лишенные крова. Ты знаешь, что такое скорбь разделения, что такое боль отсечения чад от ее матери. Зачем же эту боль причиняешь другим?

Зачем пытаешься отсечь от Церкви-матери дорогих ее сердцу чад? Зачем способствуешь грозовым тучам сгуститься над головами наших братьев и сестер, чья верность канонической Церкви подобна подвигу мучеников, готовых страдать, но не отречься, претерпеть истязания, но не уйти из родного церковного крова?

Время смуты есть испытание. Во всякой смуте особенно болезнен удар со стороны того, о ком мы думали как о друге, союзнике, единомышленнике. Поддержавший врага есть предатель. Удар предателя – всегда в спину и потому особенно горек. Но с нами есть Тот, Кто не предаст, не обманет, не подведет, – наш Господь и Спаситель. История – сплетение человеческих противоречий, немощей, грехов – не есть бесконтрольный процесс, мы не оставлены Божиим Промыслом. И когда вокруг Святой Руси сгущались сумерки, а рядом витали хищные птицы, жаждущие насыщения от тел павших на поле битвы, Господь подавал Свою благодатную помощь – сила Божия совершалась при нашей немощи (ср.: 2 Кор. 12: 9). И потому Россия выстоит. Что нам бояться врагов, если с нами – Сам Бог?

Когда человек хочет услышать, он прислушивается. Нашей жажды единства, нашего желания сердца не слышат. Мы жаждали единства еще с начала 1990-х годов – нас разделили на разные государства. Мы жаждем единства духовного – нас пытаются разделить и теперь, хотят рассечь живое тело церковное на части, пролить кровь, ибо всегда, когда рассекается живой организм, проливается кровь, а боль пронизывает всё тело. Но голоса нашего сердца не слышат.

"Нас всегда слышит Бог – к Нему обратим наши молитвы, моления, слезные просьбы"

Когда нас не хотят слышать люди, то нас всегда слышит Бог – к Нему обратим наши молитвы, моления, слезные просьбы. Он помогает тогда, когда помочь не может никто и ничто. Он воскрешает мертвых, исцеляет больных, возвращает утраченное, спасает погибших.

Время, отведенное нам, судьбоносно. Вершится будущее Святой Руси. Это будущее зависит в том числе и от нас, наших молитв, просьб сердечных, деятельного участия в поддержке единства.

Да не победит разделение – порождение того, кто разделяет, чтобы над разделенными властвовать. Да исполнится молитва Спасителя Богу Отцу: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17: 21, 26).

Боже, не допусти рассечения тела Твоей Церкви Святой!

Огради от расхищения паству Твою!

И да не оскудеет в сердцах наших любовь – залог единства с Тобой и единения с нашими ближними!

Аминь.

Священник Валерий Духанин

Книги священника Валерия Духанина в интернет-магазине "Сретение"

18 сентября 2018 г.

Базовый подход. Культуролог Евгений Сафронов — о том, каким должен быть закон о культуре

Понятия «культурные индустрии» и «креативная экономика» сейчас не сходят с уст политиков, экономистов, экспертов — уже ясно, что экономические и социальные процессы прямо зависят от культуры общества. Президент РФ Владимир Путин на Совете по культуре в декабре 2017 года дал задание подготовить проект закона о культуре. Но его до сих пор нет. И это объяснимо.
Революция массовой культуры за полтора столетия изменила мир. В музыке и кино потребление выросло более чем в 100 млн раз: в XIX веке профессиональные артисты выступали для миллиона зрителей, сейчас — для 90% населения Земли, выросшего впятеро. То же в литературе, журналистике, на ТВ и радио. К этому не были готовы ни теоретики, ни практики, поэтому сейчас в мире нет единого понимания и терминологии сферы культуры, не говоря уж об устаревших законах и конвенциях.

В России законы и термины в сфере культуры, устоявшиеся в XIX веке и доработанные в СССР при Сталине, дошли до нашего времени без принципиальных изменений. Сегодняшнее законодательство наполнено противоречивыми терминами, и неудивительно, что эти законы не соблюдаются.

Претензий к нарушителям в этих случаях нет, но ведь системное пренебрежение законом приводит к злоупотреблениям, произволу и деградации. Я не сгущаю краски — вспомните, как за несколько лет рухнула многомиллиардная отечественная индустрия звукозаписи, входившая в десятку крупнейших в мире. Из 200 рекорд-лейблов сейчас осталось около десяти, их выручка сократилась в сотни раз, количество записанной музыки и артистов — в 3–5 раз. Государство не могло предотвратить крах индустрии при всём желании — по закону за эту отрасль никто не отвечал.

Пока в сфере культуры в РФ нет единого регулятора, общей статистики, координации господдержки. За массовую культуру отвечает не Минкультуры, а Минкомсвязи (СМИ, книги и интернет), Минпромторг (электроника, дизайн, народные промыслы) и другие ведомства. Ряд секторов (например, массовая зрелищная индустрия) вообще не имеет регуляторов и законов.

Возможна ли в этой ситуации совместная работа по упорядочению отрасли, доверие власти к предпринимателям и профессиональному сообществу? Ответом будет недавний пример — поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии», ставящие под вопрос работу множества кинофестивалей. То же в зрелищной отрасли: пока продюсеры и артисты тормозили все «концертные» законопроекты, началось обсуждение вопроса о лишении льгот концертных и билетных компаний и оставления их только за госструктурами. Промоутерскую отрасль это может уничтожить так же быстро, как и звукозаписывающую. И всё это на фоне внушительной государственной поддержки культуры.

Многих удивит, но здесь Россия — мировой лидер. Только по линии органов культуры в прошлом году было ассигновано более 300 млрд рублей, а если добавить перечисления от Минкомсвязи, Минпромторга и других ведомств, а также субсидии, капиталовложения, то сумма может достичь 1 трлн рублей. Но насколько эффективно эти деньги работают? Ведь несовершенство законов буквально подталкивает руководителей к нарушениям.

Комплексное изучение сферы культуры России, ее границ и структуры показывает, что вклад в экономику творческих индустрий исчисляется триллионами рублей. Значительны обороты кино, СМИ, концертов, но большая часть контента, как и во всем мире, сейчас генерируется в цифровой среде, там же формируется общая культурная повестка. Это значит, что закон о культуре должен ответить на вопрос — как она должна регулироваться: законами государства или внутренними протоколами транснациональных корпораций?

Сфера культуры сейчас — это в первую очередь петабайты информации, десятки миллионов произведений и досуговых сервисов, сотни миллионов пользователей. Для ее регулирования нужны новый базовый подход, гибкая политика, включающая в себя аналитику big data, актуальные технологии блокчейна и другое. Нужна база для развития культуры, роста эффективности госфинансирования, привлечения ответственных предпринимателей и эффективных менеджеров — и особенно для бережного сохранения наследия. Уверен, что такое изменение базового подхода обеспечит не только рост важнейшего сектора экономики, но и возвращение былого уважения и авторитета российской культуре как в стране, так и на мировой арене.

Автор — культуролог, член Совета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты России

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Владимир Легойда: Смягчение наказания за разжигание розни должно сопровождаться воспитанием уважения друг к другу

Удерживать человека от унижения достоинства окружающих должно не только законодательство, но и воспитание уважения друг к другу, считает глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Комментируя агентству «Интерфакс-религия» планы по частичной декриминализации 282-й статьи Уголовного кодекса «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», представитель Церкви заметил, что «поиск баланса между тем, что плохо и должно наказываться государством, и тем, что плохо, но государством наказываться не должно, является постоянным вызовом для законодателя и правоприменителя», сообщает Фома.Ru.

Слова: «ненавидь грех, но люби грешника», что называется — коротко и ясно. Хотя, на самом деле, коротко-то оно, действительно, коротко. А вот насчет ясности — далеко не так просто, как может показаться.

При этом Владимир Легойда напомнил, что с позиции Церкви возбуждение ненависти и вражды, унижение достоинства окружающих было и будет грехом, разрушающим, прежде всего, того человека, который это допускает. В тоже время, по его словам, не всякий грех должен наказываться государством.

— Если самые одиозные проявления этого греха можно предотвратить более мягким наказанием со стороны государства, то это можно только приветствовать, — сказал глава Синодального отдела.

По мнению Владимира Легойды, главный вызов в этом вопросе не в букве закона, а в правоприменении, так как совесть оперативного работника, следователя, судьи — не менее важный гарант законности, чем нормы Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях.

И, конечно, важно, отметил представитель Церкви, чтобы сами люди воспитывались в атмосфере взаимного уважения друг к другу, что в дальнейшем могло бы свести к минимуму необходимость государства вмешиваться в человеческие отношения.

Напомним, что 3 октября Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, направленный на гуманизацию уголовного законодательства.

В частности, проект закона предусматривает смягчение уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Одновременно внесен законопроект об изменениях в КоАП.

4 октября 2018 г.

Дорожные знаки в России подскажут водителям оптимальную скорость

На российских дорогах в скором времени появятся динамические знаки ограничения скорости. Их значение будет автоматически меняться в зависимости от конкретных дорожных условий. Об этом в понедельник пишет газета «Известия».

По данным издания, ГОСТ, который предусматривает введение подобных знаков, сейчас разрабатывает Российский дорожный научно-исследовательский институт (РОСДОРНИИ), подведомственный Минтрансу.

Как пишет газета, динамические дорожные знаки хотят установить на автомагистралях и скоростных дорогах, где разрешенная скорость составляет до 110 километров и до 90 километров в час соответственно. Оптимальный скоростной режим определит электроника в зависимости от осадков, условий видимости на дороге и других факторов.

По словам специалистов, новые дорожные указатели будут электронными, поэтому обойдутся в несколько раз дороже обычных. Тем не менее данное нововведение, по мнению экспертов, должно повысить уровень безопасности на автотрассах.

Напомним, что на российских дорогах уже есть элементы интеллектуальной транспортной системы. Речь, в частности, идет об электронных табло, которые сообщают водителям о погоде и авариях. Также некоторые дороги оснащены автоматическими светофорами, которые устанавливают длительность зеленого и красного сигналов в зависимости от автомобильного потока.

Совет безопасности РФ призвал использовать на дорогах больше камер

В Совете безопасности (СБ) РФ заявили о необходимость дальнейшего развития системы автоматизированной фиксации правонарушений и усиления контроля за расходованием средств, выделяемых на строительство и ремонт дорог. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу СБ. Обе темы обсуждались на заседании межведомственной комиссии совета по общественной безопасности.

Там же были рассмотрены вопросы, связанные с безопасностью организации пассажирских перевозок автотранспортом, предупреждением детского дорожно-транспортного травматизма, выявлением и пресечением фактов недобросовестного ремонта автомобильных дорог. «Отдельное внимание уделено созданию необходимых условий для проведения медицинского освидетельствования водителей транспортных средств и использованию специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме», — подчеркнули в Совбезе.

В конце сентября правительство одобрило паспорт нового нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», в рамках которого планируется, в том числе, установка 10 тыс. новых камер и приведение в нормативное состояние автомагистралей. Финансирование нацпроекта составит 4,6 трлн. руб. Окончательное утверждение документа планируется в октябре.

«Главное – здоровье», или «Пушкин – наше всё!»

Андрей Горбачев

Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным, а кто отречется от меня пред людьми, отрекусь и Я пред Отцом Моим Небесным. (Мф. 10: 32–33)

Отсутствие внутренней цельности приводит нас к тому, что наши мысли, слова и действия приобретают в значительной степени автономное, не зависимое одно от другого существование. Часто мы думаем одно, говорим другое, а делаем нечто третье. К сожалению, порой это случается и с людьми церковными. Сила инерции привычного поведения в быту столь велика, что требует значительных усилий даже для того, чтобы просто увидеть свою психофизическую разбалансированность.

Вспомним, к примеру, пожелание, которым многие из нас заканчивают практически любое поздравление: «Главное – здоровье!» Понятно, что все мы ценим свое здоровье. Потеря его является тяжким испытанием и скорбью нашей жизни. В болезни мы просим Бога об исцелении, прибегаем к помощи врачей, пользуемся лекарственными препаратами.

Но возникает вопрос: возможно ли оставаться христианином, считая здоровье тела главным смыслом своего существования? Ведь если главной ценностью нашей жизни является здоровье, то мы тем самым ставим себя в безнадежное положение, поскольку рано или поздно лишимся не только здоровья, но и самой жизни. Следовательно, мы обрекаем себя на неизбежную потерю «главного».

И если для атеиста подобное отношение к своему здоровью является логичным и естественным, то для верующего человека оно выглядит самоубийственным.

Есть в нашей речи и другие ставшие шаблонными фразы, которые в устах христиан звучат по меньшей мере странно. Среди них выражение, вторая часть которого звучит как «это наше всё». Первая часть может быть практически любой. Начало было положено в середине XIX века поэтом Аполлоном Григорьевым, имевшим неосторожность написать: «Пушкин – это наше всё». Фраза эта прижилась и распространилась, изменяясь в зависимости от пристрастий говорящего. К примеру, приходилось слышать от педагога: «Дети – это наше всё», от писателя: «Литература – это наше всё». Соответственно своим пристрастиям и симпатиям произносит эту фразу музыкант, ученый, спортсмен и т.д.

К сожалению, подобные выражения допускают в своей речи и люди церковные, возводя в ранг «нашего всего» вещи преходящие. Нет сомнений в том, что сами они, по большому счету, так не думают, но тем парадоксальней выглядит означенный выше факт.

"Только Христос и есть наше главное и наше всё"

И здесь, прежде всего, вспоминаются слова Христовы: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36). Кроме того, мы знаем, что первое мытарство, что проходит душа после оставления тела, есть мытарство, в котором испытываются грехи, совершенные через слово. И что мы ответим, если во время прохождения этого мытарства, перед нами, словно на электронном табло, высветятся наши бездумно выпущенные на воздух: «главное – здоровье» и различные земные варианты «нашего всего»? Как мы посмотрим в глаза распявшемуся за нас Христу, Который и есть наше главное и наше всё?

Без сомнения, некоторые (а может, и многие) скажут: «Ах, оставьте это занудство, не придирайтесь к словам, это всего лишь литературный оборот, гипербола, придающая речи большую силу». Возможно, это так и есть. Тем не менее в святоотеческой литературе мы находим примеры, предостерегающие от столь легкого отношения к слову. Так, в житии преподобного Паисия Великого описывается следующий случай:

«Один из учеников святого Паисия, повинуясь его приказанию, отправился в Египет, чтобы продать свое рукоделие. На пути он случайно встретил некоего еврея, шедшего тоже в Египет, и пошел с ним вместе. Дорогою иудей, увидев простоту его, наговорил много лукавых и душевредных слов. Инок, по своей умственной слабости и простоте сердечной, в конце сказал ему: “Может, ты и прав”. Когда же возвратился в пустыню и пришел к преподобному Паисию, то старец для него стал как бы неприступным и долго уклонялся от ученика своего, говоря ему: “Кто ты, человек? Я тебя не знаю”. На слова инока, что он его ученик, святой Паисий сказал: “Ученик мой был христианином и имел на себе благодать крещения, а ты не таков. Скажи, что случилось с тобой? Поведай о приключившемся с тобою искушении и какой душепагубный яд ты принял на пути своем”. – “Я говорил в дороге только с евреем”. – “Что говорил еврей, и что ты отвечал ему?” – “Еврей сказал, что Спаситель еще только должен придти в мир; я же на это сказал ему: может быть, и верно то, что ты говоришь”. Тогда старец воскликнул: “О окаянный! Что может быть хуже и сквернее сего слова, которым ты отвергся Христа и Его Божественного крещения? Теперь иди и оплакивай себя, как хочешь, ибо нет тебе места со мною. Твое имя написано с отвергшимися Христа – с ними ты и примешь суд и муки”. Ученик горько заплакал и стал умолять о помиловании. Милостивый старец затворился и стал просить Господа, да простит Он грех ученику его, который согрешил по бесхитростному невниманию. И Господь преклонился на его пламенную молитву и простил согрешившего: преподобный узрел благодать Духа Святого, возвратившуюся в виде голубя к ученику тому и вошедшую в уста его, и при этом увидел и злого духа, вышедшего из согрешившего инока в виде темного дыма и разлившегося по воздуху».

Приведенная история показывает нам, как легко и незаметно для самих себя можно отречься от Христа, если мы небрежно относимся к своим словам и, идя на поводу у привычного человекоугодия, соглашаемся с тем, с чем, по сути, вовсе не согласны.

Есть и более близкое к нам по времени и не менее значимое для нас свидетельство нашего соотечественника, которому дано было пережить опыт смерти и вновь вернуться к жизни:

"«Он наш, он от Бога отрекся», – кричали бесы, и я вспомнил, как однажды вскользь поддакнул атеисту"

«Окружив нас со всех сторон, бесы с криком и гамом требовали, чтобы меня отдали им, они старались как-нибудь схватить меня и вырвать из рук Ангелов, но, очевидно, не смели этого сделать. Среди их невообразимого и столь же отвратительного для слуха, как сами они были для зрения, воя и гама я улавливал иногда слова и целые фразы.

– Он наш, он от Бога отрекся, – вдруг чуть не в один голос завопили они и при этом уж с такою наглостью кинулись на нас, что от страха у меня на мгновение застыла всякая мысль.

“Это ложь! Это неправда!” – опомнившись, хотел крикнуть я, но услужливая память связала мне язык. Каким-то непонятным образом мне вдруг вспомнилось такое маленькое, ничтожное событие и к тому же относившееся еще к давно минувшей эпохе моей юности, о котором, кажется, я и вспомнить никак не мог.

Мне вспомнилось, как еще во времена моего ученья, собравшись однажды у товарища, мы, потолковав о своих школьных делах, перешли затем на разговор о разных отвлеченных и высоких предметах – разговоры, какие велись нами зачастую.

– Я вообще не люблю отвлеченностей, – говорил один из моих товарищей, – а здесь уж совершенная невозможность. Я могу верить в какую-нибудь, пусть еще и не исследованную наукой, силу природы, то есть я могу допустить ее существование и не видя ее явных, определенных проявлений, потому что она может быть очень ничтожной или сливающейся в своих действиях с другими силами, и оттого ее трудно и уловить, но веровать в Бога как в Существо личное и всемогущее, верить, когда я не вижу нигде ясных проявлений этой Личности, – это уж абсурд. Мне говорят: веруй. Но почему должен я веровать, когда я одинаково могу верить и тому, что Бога нет? Ведь правда же? И, может быть, Его и нет? – уже в упор ко мне отнесся товарищ.

– Может быть, и нет, – проговорил я.

Фраза эта была в полном смысле слова “праздным глаголом”: во мне не могла вызвать сомнений в бытии Бога бестолковая речь приятеля, я даже не особенно следил за разговором, и вот теперь оказывалось, что этот праздный глагол не пропал бесследно в воздухе, мне надлежало оправдываться, защищаться от возводимого на меня обвинения, и таким образом удостоверялось евангельское сказание, что если и не по воле ведущего тайное сердца человеческого Бога, то по злобе врага нашего спасения нам действительно предстоит дать ответ и во всяком праздном слове.

Обвинение это, по-видимому, являлось самым сильным аргументом моей погибели для бесов, они как бы почерпнули в нем новую силу для смелости своих нападений на меня и уж с неистовым ревом завертелись вокруг нас, преграждая нам дальнейший путь».

Как знать, не вменятся ли и нам наши бездумные речи о здоровье и прочем в отказ от Бога и Его спасительной благодати? Дай Бог, чтобы не вменились. Но стоит ли рисковать?

Андрей Горбачев

26 сентября 2018 г.

Дороги смерти: аварийность снова бьет рекорды

С начала 2018 года в ДТП погибли около 11 тысяч человек

В августе на российских дорогах в ДТП погибли около двух тысяч человек, еще более 21,2 тыс. получили различные травмы. Таким образом, как и предполагала «Газета.Ru», последний месяц лета пока стал самым «аварийным» с начала этого года. Всего за восемь месяцев в авариях погибли почти 11 тысяч человек, еще почти 132 тыс. пострадали.

ГИБДД России подвела статистические итоги аварийности на дорогах за август. Последний месяц лета, побив печальный «рекорд» июля, оказался самым трагичным с начала года по числу погибших и раненых. Месяц назад, когда «рекордом» отметился июль, «Газета.Ru» предполагала, что августовские показатели смертности в ДТП могут быть еще хуже. Тем более, что схожая картина наблюдалась и в 2017-м – тогда именно август оказался самым аварийным в году.

В общей сложности за истекший месяц на дорогах России произошло 16,3 тысячи тяжких ДТП, в которых 1851 человек погибли или еще 21,2 тысячи пострадали. Впрочем, даже такие страшные цифры оказались скромнее прошлогоднего «черного» августа, когда число жертв перевалило за 2 тысячи, а раненых было почти 22,4 тысячи.

Всего с начала года в 102,7 тысяч тяжких ДТП (105 тысяч за восемь месяцев 2017-го – «Газета.Ru») погибли 10855 человек (11550 погибших в 2017-м) и еще более 131,8 тысяч – что соответствует населению таких городов как Кисловодск или Домодедово — получили различные ранения (почти 135 тысяч в 2017-м).

Таким образом, несмотря на наметившийся в последние годы устойчивый тренд на снижение количества погибших и раненых на дорогах, текущие показатели пока эту тенденцию пока не совсем подтверждают и о существенном, кардинальном снижении аварийности, к чему так стремятся в ГИБДД и правительстве, пока речи не идет.

Тем не менее, если верить статистике Госавтоинспекции, то по некоторым категориям ДТП снижение по сравнению с прошлым августом оказалось очень значительным.

Так, в минувшем месяце в ДТП с участием пьяных водителей погибли 160 человек и более 1,5 тысяч получили ранения. Цифры кажутся страшными, но в прошлом августе они были значительно ужаснее – 528 погибших и более 2,5 тысяч раненых. За счет чего произошло такое радикальное снижение пока не совсем ясно.

Тем не менее, заметно улучшение ситуации по «пьяным» авариям. С начала года в них погибли чуть больше двух тысяч человек, а за тот же период прошлого года – почти три тысячи. Число раненых также сократилось – с 13,6 тысяч до 11,7 тысяч человек.

Заметное снижение наблюдается и в «смежной» категории аварий, где водители отказывались от медосвидетельствования.

Аварий с участием автобусов в нынешнем августе также стало меньше. В общей сложности в 482 серьезных происшествиях погибли 34 человека и еще 723 пострадали. Год назад количество тяжких ДТП было примерно таким же – 478, но погибли в них 43 человека и еще 755 получили ранения.

Из-за технически неисправных транспортных средств в последнем летнем месяце произошло более 600 тяжких аварий, в которых погибли 97 человек и еще около 1000 получили серьезные травмы.

В августе 2017-го картина была примерно такой же. В общей сложности с начала года из-за этого погибли уже почти 600 человек и более 5,5 тысяч получили ранения.

Надеяться на улучшение ситуации в ближайшее время не приходится – после передачи процедуры техосмотра «частникам» сотни тысяч автомобилистов попросту покупают диагностическую карту без реального осмотра машины и в таких условиях ни о каком реальном контроле за исправностью автотранспорта с чьей-либо стороны речь не идет.

На фоне снижения показателей во многих категориях учетности бросается в глаза бурный рост количества тяжких ДТП с участием молодых водителей.

В минувшем августе таких аварий было зафиксирована без малого тысяча, в них погибли 85 человек и еще более 1,4 тысяч пострадали. В прошлом году, хотя тот месяц в целом был более «аварийным», таких ДТП было всего 478 при 43 погибших и 755 раненых.

Напомним, что согласно планам российских властей, прописанных в утвержденной в этом году новой стратегии безопасности дорожного движения, к 2024 году смертность на российских дорогах должна заметно снизиться по сравнению с текущими показателями.

В документе нет конкретных целевых показателей по числу погибших или раненых, но есть один конкретный ориентир, так называемый показатель социального риска. По планам властей к 2024 году число погибших в ДТП не должно превышать четыре человека на 100 тыс. населения.

С учетом того, что в 2017 году этот показатель составил примерно 13 погибших на 100 тыс. человек (население 146,8 млн), то смертность в ближайшей шестилетке планируется снизить в разы.

Что на Афоне говорят о расколах и раскольниках? Чего ждать и кого бояться?

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)

Источник: Портал «Православная жизнь»

Редакция портала «Православная Жизнь» попросила митрополита Антония (Паканича) поделиться своими впечатлениями от общения с афонскими насельниками по поводу ситуации в Украине.

Милостью Божией мне довелось неоднократно общаться на Афоне с афонскими монахами-подвижниками. Многому научили их мудрые, простые слова и размышления.

Все они сводятся к главному и спасительному для каждого из нас: что бы ни происходило, какая бы ситуация ни возникла в стране, Церкви, в личной жизни – ты ответственен за себя, за свои мысли, намерения, поступки перед собой, окружающими людьми и Богом.

Именно к ответственности и сознательному проживанию призывают старцы, напоминают, что это формирует наше будущее.

Мы можем о чем-то мечтать, чего-то желать, но не можем определять. Определяет Господь Бог. Но мы в силе улучшить или ухудшить ситуацию своими делами и мыслями, а также изменить свое отношение к происходящему, ни при каких обстоятельствах не теряя душевный мир.

Война

Безусловно, часто задаваемый вопрос на Афоне: когда закончится война в Украине и церковное противостояние? Практически каждый паломник из нашей страны спрашивает об этом, ищет слова утешения у афонских монахов.

Но никто из тех старцев, слова которых я слышал, не давал точных и четких ответов о сроках и датах, потому что это никому не ведомо и они зависят от духовной жизни каждого, личного покаяния всех нас – священников, мирян.

Старцы указывают на те беззакония, которые творятся в мире, говорят о главной войне – войне в наших душах. И победе зла.

Победа зла ведет к обесчеловечиванию и круговороту предательств: Бога, Церкви, себя, друг друга, семьи, традиций, духовных и нравственных ценностей.

Отворачиваясь от Бога, мы уродуем наши души и души наших детей, перестаем взращивать в себе человеческое, лучшее, прекрасное, идем «легким» путем предательства и обмана, при этом неизбежно скатываемся и мельчаем в духовном и нравственном смысле.

Нам все труднее удержаться от греха, и мы по слабости своей узакониваем его, возводим в норму. То, что еще вчера было осуждаемо, сегодня приветствуется и поощряется.

Это касается как личных грехов, так и общецерковных.

Раскол во все времена был страшнейшим грехом. Сегодня же он преподносится как норма, а раскольникам – врагам Церкви – дается зеленый свет и оказывается всяческая поддержка.

Люди не понимают, что увлекаясь учениями раскольников обрекают себя на риск остаться вне Церкви, за Ее оградой. А что может быть ужаснее для души?

Многие, к сожалению, не понимают, что раскольники никогда не будут иметь благословения и благодати Божией, а ведь истинная Церковь со Своими Таинствами существует именно для того, чтобы быть хранительницей и носительницей Божией благодати.

Отдаляясь от истины мы привыкаем ко греху, роднимся с ним.

На Афоне постоянно напоминают нам об этом и указывают на наши проблемы, которые мы уже не видим замыленным взглядом и душой.

«Посмотрите, – говорил игумен одного из афонских монастырей, – сегодня в Украине повсеместно активно распространяется язычество, всевозможные секты, расцвет ереси этнофилетизма… Многие украинцы сами делают такой выбор – отступить от христианства, отвернуться от Христа, единственной канонической Церкви – Украинской Православной Церкви во главе с её Предстоятелем – Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием... Это означает, что украинцы выбирают не спасение, а погибель, отдаются во власть своих грехов, страстей, слабостей…»

Также он добавил, что если украинцы изменятся, обратятся к Богу – то Бог сможет изменить ход событий, как это происходило в Ветхом Завете. Он дарует мир и благоденствие нашей земле.

Монахи на Святой Горе молятся об Украине за каждым богослужением.

Бойся!

Мы очень за себя боимся. Чересчур. Но этот страх от малодушия. Боимся себя хоть в чем-то ущемить, себе отказать, чего-то лишить, что-то недополучить, боимся остаться недооцененными. Эгоизм и жадность ведут к тому, что мы позволяем себе любимым то, чего не позволяем другим, то, что запрещено нравственными законами и совестью: немного соврать, чуть-чуть украсть, слегка оклеветать, отомстить и др.

Отсюда и берет начало попущение греха и снисходительное отношение к нему, что и приводит к его дальнейшему узакониванию. Мы привыкаем к греху и принимаем его как норму.

Страх за себя из ложной жалости к себе – начало бед. Бояться нужно только Бога.

О страхе Божием на Афоне можно услышать от любого насельника. Монахи устраивают свою жизнь исходя из страха Божия. Это их барометр.

Только страх Божий ведет к жизни духовной. Полное повиновение Христу любого труса сделает смелым и мужественным.

Лишь имея абсолютное доверие Богу можно в любой войне одержать победу. Она выражается не всегда ожидаемо в человеческом понимании, но будет всегда спасительна в духовном смысле.

«Не нужно бояться злых людей, их действия неизбежно обречены на разрушение, а их головы будут посыпаны пеплом, – говорят афонские старцы. – Дело только во времени. Они исходят только из своих сил, которые очень ограничены».

А Божие величие и мощь бесконечны и всесильны. И «вопрос времени» всецело зависит от Божией воли, долготерпения и Его плана относительно будущего рисунка, как в глобальном масштабе, так и для каждого из нас.

Афонский старец Паисий Святогорец как-то сказал:

«Человек, близкий к Богу, черпает в Нем силы, к тому же на его стороне правда. Смотрите, волк убегает, услышав лай маленькой собачонки, ведь в доме ее хозяина справедливость на ее стороне, и он чувствует за собой вину. Тем более будет бояться человек, который хочет причинить вред тому, кто близок ко Христу! Поэтому надо страшиться только Бога, но не людей, какими бы плохими они ни были.

В какой мере мы приближаемся к Богу, в такой мере мы перестаем бояться чего‑либо, потому что в трудных ситуациях полагаемся на помощь Божию. Но для того, чтобы получить Божественную силу, надо совершить тот малый подвиг, который нам по плечу».

Только любовь Божия наполняет сердца отвагой и радостью.

Перед Его любовью меркнут все тяготы, неурядицы, трудности, ошибки. Благодаря Его любви наш путь правильно проложен на карте жизни.

И как за вечерней зарей неизбежно взойдет утренняя, во всей своей ясности и чистоте, так и за всеми испытаниями придет утешительное спокойствие, принесенное Божией заботой и попечением о нас.

Ради этого стоит потрудиться: работать над собой, преодолевать и побеждать грех в себе, даже мельчайший, таким образом увеличивая добро и умножая красоту в этом мире, чтобы приблизить долгожданный рассвет, несущий нам все то, что наполняет жизнь смыслом и радостью.

Отдадим в Божьи руки плоды и свершения своей жизни, отдадим свое сердце.

А наша самая большая награда – в сознании, что Его руки бережно пронесут нас к счастливым временам и жизни вечной.

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) Записала Наталья Горошкова

Источник: Портал «Православная жизнь»

18 сентября 2018 г.

Болезни, проблемы и задачи. Протоиерей Андрей Ткачев

У Церкви есть болезни, проблемы и задачи. И ничто из перечисленного не решается усилиями одной лишь иерархии. Все решается при участии полноты народа Божия, всеми верующими.



Пример болезни – отсутствие на службах множества крещеных людей. Тело Христа страдает нашим личным отсутствием на службах. Словно вырванные части плоти Господней при бичевании – те пустоты, которые образованы нами, нашим не хождением в храм. Нашим отсутствием на воскресной Евхаристии. Кто исцелит эти страдания Тела Христова кроме нас самих? Никто. О прочих болезнях стоит говорить только по мере исцеления этой.

Среди проблем, хотя бы свежая – странные шаги Константинопольского патриарха. Патриархи ничем не защищены от ошибок. Они не безгрешны в своих делах и словах «экс катедра», как это хотелось бы католикам. Одетый патриаршей благодатью Варфоломей – не исключение. Один росчерк пера на сомнительной бумаге, и вот язвы Церкви умножились. Что делать нам? Нам взывать к Главе Церкви, к Воскресшему Иисусу. Взывать всем, никого не изымая из числа молящихся. Верю и даже знаю, что стоит каждому преклонить колени перед Спасителем человечества, прочесть молитву Господню и принести просьбу о недопущении новых расколов, и ответ от Господа будет. Удержится рука над злой бумагой, Божий страх войдет в душу высоко поставленного человека, изменятся Божии суды. Так было в истории, так есть и так будет. Тревога за Церковь вменена в обязанность всякому христианину. Проблемы Церкви без нас всех, только где-то наверху не решаются.

Среди задач, хотя бы следующая – привести в храмы наших мужчин. Изменить облик Русской Церкви, у которой уже давно в основном женское лицо. Оправданная некоторыми историческими периодами (войны, гонения) эта ситуация давно уже изжила себя. Прошли времена «белых платочков». И слава Богу. В храм должны войти мужчины и быть их должно хотя бы столько же, сколько женщин. В идеале – больше. Сильные в бою, умные в науке, талантливые в спорте, наши мужчины не лишены ни одного из качеств, предъявляемых к сильной части человечества. Что держит их за порогом церквей? Какие слова не сказало им духовенство? Какими делами их удерживает от воцерковления повседневная жизнь? Их место в храме. И это общая задача, общенародная и общецерковная. Ее решение, хотя бы даже частичное, укрепит семью, повысит уровень богословской грамотности и градус харизматичности христианской жизни.

Есть и другие болезни, задачи, проблемы. Есть бедные провинциальные приходы, к которым никак не относится вражеский лай о «мерседесах» и «толстых животах». Эти речи в провинции слушают с горьким недоумением. Бедным и скромным приходам нужно найти способ помощи и поддержки. Потому что село живо, пока жив в нем храм, и города наши стоят только наличием в них одному Богу известных праведников. Все на церкви держится. Русь по-иному жить не умеет.

И еще нужно, чтобы засиял в сознании современников образ терпения и злострадания новомучеников и исповедников. Это ценой их крови продолжается сегодняшняя жизнь, ценой их верности «даже до смерти» Россия осталась жива и продолжает историческое движение. Всюду, где пролилась кровь новомучеников, люди должны знать о них, соотнося свое пресное и ленивое житие с их верностью и терпением.

Ничто, решительно ничто не решается в Церкви без нас всех. И если что-то не решается, то именно потому и не решается, что лишь часть Тела, а не все Тело включено в борьбу. И горячий, как Алеша Карамазов юноша; и зрелый, степенный муж; и старик со старухой, те, что живут у самого синего моря, все несут на своих плечах долю ответственной тяжести за происходящее ныне.

Так хочется видеть Церковь «блистающей, как заря, прекрасной, как луна, светлой, как солнце, грозной, как полки со знаменами» (Песня Песней 6:10)

И те псы, что обступили страдающего на Кресте Мессию, «скопище злых», «раскрывших на Него пасть свою» (См. Псалом 21:14, 17) не поменяли ни нрава, ни окраса шерсти. Хочется видеть и их, не победно лающими, но поджавшими хвосты. Они ведь только псы и привычно скопом грызут беззащитного. Поодиночке же они снизу-вверх заглядывают в глаза и смиренно повизгивают.

Это законные желания для всех, любящих Господа.

Будет ли так, Бог знает. Но если будет, то не без нас.

Посему примем всеоружие Божие, малые и большие. Псалтирь и Евангелие, воскресная Литургия и разнообразные благие дела пусть будут нам и шлем, и щит, и меч, и наколенники. Церковь – войско. Церковь – слаженная команда гребцов, пенящих по команде веслами море и направляющих корабль к цели мимо подводных скал.

По-настоящему маленьких людей нет. Есть просто люди, иногда незаметные, а иногда дорастающие главою до звезд. Они многое могут, если в них и через них действует Дух Святой.

За работу.

Протоиерей Андрей Ткачев
Источник: Радонеж
10 сентября 2018 г.

Богословы

Как-то к отцу Иоанну (Крестьянкину) подошел важный молодой человек, выпускник духовной академии, и, представляясь, между прочим, заявил:

– Я – богослов!

Отец Иоанн очень удивился и спросил:

– Как – четвертый?

– Что – «четвертый»? – не понял академист.

Отец Иоанн охотно пояснил:

– Мы в Церкви знаем трех богословов. Первый – святой Иоанн Богослов, апостол и любимый ученик Спасителя. Второй – Григорий Богослов. И третий – Симеон Новый Богослов. Только им святая Церковь за всю свою двухтысячелетнюю историю решилась усвоить имя «Богослов». А вы, значит, четвертый?

Но все же, кому и как Господь посылает духовную мудрость? На самом деле для того, чтобы быть богословом, совершенно не обязательно носить рясу и заканчивать духовные академии. «Дух дышит, где хочет!» – пораженно восклицает апостол Павел.

Однажды мы с хором нашего Сретенского монастыря были на Дальнем Востоке на военной базе стратегической дальней авиации. После службы и концерта хора офицеры пригласили нас на ужин. Эта православная служба была первой в далеком военном городке. Понятно, что здешние люди смотрели на нас с интересом, как на что-то совсем диковинное. Перед трапезой мы, как обычно для христиан, прочли молитву «Отче наш». С нами молился и крестился всеми уважаемый генерал. Часа через два, ближе к концу застолья, офицеры обратились к нему:

– Товарищ генерал! Вот мы видели, что вы крестились. Мы вас уважаем. Но не понимаем! Наверное, вы о многом передумали, о чем мы еще не думали. Скажите, за те годы, которые вы прожили, как вы поняли, что самое главное в жизни? В чем ее смысл?

Понятно, что такие вопросы задаются только после того, как люди хорошенько, по-русски, посидели за гостеприимным столом. И прониклись доверием и доброжелательностью.

И генерал, настоящий армейский генерал, немного подумал и сказал:

– Главное в жизни – содержать сердце чистым перед Богом!

Я был потрясен! По глубине и богословской точности такое мог сказать только настоящий незаурядный богослов – богослов-мыслитель и богослов-практик. Но, думаю, армейский генерал об этом не догадывался.

Вообще, нашего брата, священника, бывает, многому могут научить, а то и пристыдить, далекие, казалось бы, от богословских наук люди.

Во время переговоров о воссоединении с Русской Зарубежной Церковью архиепископ Германский Марк признался мне, что некоторый случай, происшедший с ним в России, заставил его поверить, что духовные изменения в нашей стране – это не пропаганда, а настоящая реальность.

Как-то один священник вез его на своем автомобиле по Подмосковью. Владыка Марк – немец, и для него было очень непривычно, что при наличии на трассе знаков, ограничивающих скорость до девяноста километров, их машина неслась со скоростью сто сорок. Владыка долго терпел и наконец деликатно высказал свое недоумение. Но священник лишь усмехнулся на наивное простодушие иностранца.

– А если остановит полиция? – удивился владыка.

– С полицией тоже все в порядке! – уверенно ответил пораженному гостю священник.

И действительно, через какое-то время их остановил сотрудник ГАИ. Опустив стекло, священник добродушно поприветствовал молодого милиционера:

– Добрый день, начальник! Прости, торопимся!

Но милиционер никак не отреагировал на это приветствие:

– Ваши документы! – сухо потребовал он.

– Да ладно, брось, начальник! – заволновался батюшка. – Ты что, не видишь?.. Ну, в общем, торопимся мы!

– Ваши документы! – повторил милиционер.

Священнику было и обидно, и стыдно перед гостем, но ничего не оставалось делать – он протянул милиционеру права и техпаспорт, но при этом не удержался и едко добавил:

– Ладно, бери! Конечно, ваше дело – наказывать. Это наше дело – миловать!

На что милиционер, окинув его холодным взглядом, сдержанно проговорил:

– Ну, во-первых, наказываем не мы, а закон. А милуете не вы, а Господь Бог!

И вот тогда-то, как говорил владыка Марк, он понял, что если милиционеры на российских дорогах теперь мыслят подобными категориями, то в этой непостижимой умом стране все снова изменилось. Но, по-видимому, на сей раз не в худшую сторону.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

"Мы не думаем, как изменить мир своими силами. Мы стремимся получить силу от Бога, чтобы во всех случаях действовать с любовью". Софроний (Сахаров)

 

Наша деятельность в фото:

  • 001.jpg
  • 1.jpg
  • 01.jpg
  • 02.jpg
  • 2.jpg
  • 03.jpg
  • 3.jpg
  • 04.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
  • 7.jpg
  • 8.jpg
  • 9.jpg
  • 10.jpg
  • 11.jpg
  • 12.jpg
  • 13.jpg
  • 14.jpg
  • 15.jpg
  • 16.jpg
  • 17.jpg
  • 18.jpg
  • 19.jpg
  • 20.jpg
  • 21.jpg
  • 49.jpg

Создание сайтов,интернет магазинов,студия Ил-веб