Вторник, Окт 26th

Вы здесь: Главная Это интересно

Это интересно

Существует ли сегодня Святая Русь? Ответы пастырей

Что такое Святая Русь: это некое историко-географическое понятие, относящееся к ушедшим эпохам, или же это идеал, к которому надо стремиться? И существует ли сегодня Святая Русь? Мы обратились с этими вопросами к пастырям, попросив их также сказать, что лично они вкладывают в это понятие – Святая Русь.



Если и дано Руси право быть, то только святой и никакой иначе

Священник Валерий Духанин:

"Святость, жизнь по заповедям Христа, по уставам духоносных отцов – вот что всегда отличало чаяния русских людей"

– Для меня Россия и сейчас Святая Русь. Не Русь гипермаркетов и полыхающих мощными огнями реклам, не Русь гордо вознесшихся ввысь небоскребов и развлекательных, опустошающих душу комплексов. Она – Русь величественных соборов и родных сердцу храмов, успокаивающих душу монастырей и чудотворных святынь, угодников Божиих и чистых молитв, Русь крестных ходов и молитвенных стояний, жертвенности к ближним и верности Православию. Для меня Россия только такая, и никакой другой для меня она не может быть. А если в какой-то период времени вспыхивает безбожие или потребительство, любовь к комфорту, как сейчас, то это просто временные болезни, которые приходят и уходят, а Русь Святая останется.

Собственно, главная идея, которую вынашивали наши предки, перед которой благоговели многие поколения русских людей, идея национальная – это святость. Не велеречивая ученость, не изысканная культура, не построение земного олимпа и феерическое ожидание экономических чудес, тем более не страсти и чувственность, а святость, жизнь по заповедям Христа, по уставам духоносных отцов, благоговение перед теми, кто образ Христов отразил в своей жизни – вот что всегда отличало чаяния русских людей.

И сейчас не будь в русских людях трепета перед святостью, не собиралось бы столько паломников по монастырям, не выстраивались бы очереди терпеливых просителей к преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, блаженным Матроне Московской и Ксении Петербургской. Как и много веков назад наши предки, так ныне и мы теплим свечу перед образами, осознавая свою духовную нищету и вверяя свою жизнь в руки Спасителя и Матери Божией, Николы Угодника и Пантелеимона Целителя. И надо сказать, Господь откликается. Сколько чудес Бог являет людям на Руси, столько, может быть, по всему миру не соберется.

Русь Святая – есть в этом что-то сокровенное, священное, заветное. Этого не увидит тот, кто этим не живет. Это открывается по мере духовного опыта. Но мое личное убеждение: если и дано Руси право быть, то только святой и никакой иначе.

Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!

Святая Русь в современном мире существует на правах Золушки

Протоиерей Андрей Ткачев:

– Святая Русь сегодня существует, но в виде Золушки, нелюбимой дочери. Современный мир – это некая мачеха, которая лелеет и пестует своих родных дочурок в виде гордости, сребролюбия, блуда. А драгоценная замарашка – это Церковь Божия, Святая Русь. Это то подлинное христианство, которое находится в миноритарном состоянии, в подавляющем меньшинстве. Причем это меньшинство не сконцентрированное, как в гетто, как соль в солонке, а рассыпанное по обществу, словно добавленное в пищу. Эта соль осоляет собой весь организм российской государственности и российского народа, но она большинством нашего народа или не замечается, или презирается, а некоторыми яростно изгоняется. То есть она поставлена на уровень врага, предназначенного к изгнанию. Церковь продолжает свое воинское шествие через историю, и в нашем народе эта подлинная святость никуда не исчезла, но ради выживания затаилась, оделась в простую одежду, смимикрировала, поскольку сегодня она очень нелюбима современным миром.

Святая Русь не укладывается в административно-территориальные границы или временные рамки

Священник Александр Дьяченко:

– Хотелось бы верить в то, что Святая Русь существует на самом деле. Понятно, что этот образ скорее метафора. Никогда Святая Русь не укладывалась в реальные административно-территориальные границы или во временные рамки. Святая Русь для меня существует вне времени, вне национальной принадлежности и вне конкретной привязке к местности. Для меня Русь Святая – это и мученик младенец Гавриил Белостокский, и праведный Иоанн Русский, и преподобный Иов Почаевский, и великая княгиня Елисавета Феодоровна, и великий князь Александр Невский, преподобные Силуан Афонский и Герман Аляскинский, святитель Иоанн Шанхайский и много-много других радостных моему сердцу имен. Я реально существую среди этих людей, каждый день начиная с молитвы к ним, и еще я живу в своем времени и в реальном поселке городского типа. И радуюсь тому факту, что среди его жителей есть еще те, кому необходимо прийти в храм и молиться во время всенощного бдения. Их мало, но они есть, и это тоже Святая Русь моего времени.

"Каждый день в храмы православные приходят помолиться люди – и это Святая Русь нашего времени"

В центре нашего поселка стоит скромный обелиск с именами тех, кто сложил свои головы за свободу своего народа и своей земли. Для меня эти имена тоже святые, как и имена тех, кто в разное время противостоял и хану Батыю, и императору Наполеону. Эти люди жили здесь же, на моей земле, и для них она была драгоценностью. Те, кто строил, приумножал ее богатства, растил детей, берег и защищал с именем Божиим на устах – для меня все они и есть граждане Святой Руси.

Святая Русь – это мир, который продолжает жить

Священник Димитрий Шишкин:

– Несомненно, существует Святая Русь! Это, прежде всего, сонм православных людей, так или иначе живших или соприкоснувшихся с нашей, русской землей, ткавших ее историю, язык, традиции и культуру. Сонм людей, в меру своих сил и возможностей, с усердием и самоотдачей послуживших Богу в земной жизни, претерпевших до конца и ныне пребывающих душами с Богом. Люди эти, что называется, «по крови» могли быть даже и не славянами, а некоторые жили тогда, когда и самого понятия Руси еще не существовало. Но эти люди своей верой, соприкосновением с нашей землей, проповедью среди народов, населявших ее, подготавливали и созидали тот особенный мир, который мы называем теперь Святой Русью.

Этот мир реален и неразрушим, как реально и неразрушимо единство душ этих людей с Богом и между собой в Царствии Небесном. А плоть их (то, что мы называем мощами) освятила нашу землю. И не только мощи – даже и те предметы, которыми пользовались эти люди в своей земной жизни, в своем служении Богу и людям… все те слова и поступки, заветы их, о которых мы знаем, – всё это также священно для нас и является культурной частью Святой Руси. Эта мысль вполне согласна с мнением святых отцов о том, что «телесное наше, будучи посвящаемо Богу, духовно есть» (Добротолюбие. Т. 4. С. 35. Ст. 4). Об этом всеобъемлющем значении Святой Руси, проникающей собою как духовную, так и душевную и телесную жизнь нашего народа, всем нам важно помнить. Потому что многие русские люди сегодня забывают о высоком значении понятия Родины, неотделимого от понятия Святой Руси. Забывают о том, что понятие Отечества, Родины объемлет собой не только историческое пространство России, но и распространяется далее, не зная границ и географических, политических и этнических разделений. Так что и в Белоруссии, и на Украине, и во Франции, и в Германии, и в Австралии, и в Южной Америке, и в Северной Африке… – везде, где жили или живут русские люди, куда забросила их судьба и где они сохраняли и хранят православную веру, язык, культуру и быт… где они привлекали и привлекают своей доброй благочестивой жизнью Божественную благодать – там везде пребывает наше Отечество и Святая Русь.

"Везде, где русские люди хранят православную веру, живут благочестивой жизнью, – там и Святая Русь"

И те, кто принимает от этих людей благую весть о распятом и Воскресшем Господе, о русской жизни и культуре, согласной с православной верой, – все они также становятся в той или иной мере причастниками Святой Руси.

Разрушить ее или умалить ее значение невозможно, потому что это явление духовное. Только бы нам самим ценить это сокровище, хранить и умножать его. Продолжать доброе и святое дело наших предков по устроению жизни на крепком фундаменте православной веры. Тогда и Святая Русь будет с нами и в нас, и мы будем ее хранителями, продолжателями и строителями. Потому что Святая Русь – это не что-то законченное и остановившееся в своем развитии. Святая Русь – это мир, который продолжает жить и участником которого мы можем и должны быть, это особый дар Бога нашему народу. Дар самобытности и духовного, культурного, языкового своеобразия, освященного Божественной благодатью. И этот дар мы, несомненно, Богу содействующу, должны хранить и приумножать.

Подготовил Юрий Пущаев

17 октября 2019 г.

Обращение настоятеля храма, духовника олимпийской сборной России к прихожанам после возвращения с Олимпийских игр в Корее

Дорогие братья и сёстры!

25 февраля 2018 года завершились XXIII Зимние Олимпийские игры в Корее, и несколько дней назад наша сборная вернулась домой. В минувшую среду Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил в Храме Христа Спасителя молебен для членов российской делегации, обращая свои молитвы к Небесному Отцу с благодарением за поддержку в нелёгком испытании, которое наши спортсмены с Божией помощью достойно преодолели. Результатом этого стали общие для всех нас радость победы, большой подъём национального самосознания и чувство единства, особенно ярко проявляющегося в нашем народе во время трудностей и невзгод.

Присутствуя на этом молебне, я имел возможность в главном храме страны обращаться к Господу и просить Его благословения на добрые дела всех вас, дорогие братья и сестры. Вас, кто молитвенно и деятельно поддерживал наших спортсменов в период проведения Олимпийских игр – самых сложных для нашего Отечества, по мнению руководства нашей сборной. Как отметил Святейший Патриарх, нас пытались поставить на колени, стремились унизить, но Господь не попустил этому произойти. И, переживая в эти дни вместе с вами нашу общую радость, я хочу выразить вам свою искреннюю признательность и сердечную благодарность за ваше служение, за поддержку, сопереживание и живое участие в том важном, что выходит за пределы спортивных площадок и ставит нас перед необходимостью более глубоко и внимательно изучать происходящие события и те незримые для внешнего взгляда процессы, которые происходят в обществе и в мире. Есть наши с вами главные ценности, и позвольте мне как священнику и историку обратить внимание на то, что зиждутся они на евангельских принципах единства и любви к ближнему.

Христианство является культурообразующей религией на территории современной России, и наша история включает в себя те страницы, которые повествуют об умении русского человека быть добросердечным хозяином, поддерживать добрые, мирные, дружеские отношения со многими народами, принимая во внимание их религиозные взгляды и уважая их духовные чаяния и поиски. Но помним мы и об умении русского народа быть доблестным защитником как своих государственных, внешних территорий, так и духовных и нравственных ценностей, то есть той национальной самобытности, в основе которой лежит Божественный Закон.

Происходившие в Южной Корее события, как и то, что их предваряло, дали нам в очередной раз возможность ощутить себя сильным народом, живущим в великой стране. Народом, умеющим ценить своё прошлое, дорожить своим настоящим и с надеждой смотреть в будущее.

Всех вас, дорогие, поздравляю с этой нашей большой победой и передаю вам Патриаршее благословение и благодарность от спортсменов, с которыми мы вместе – одна большая команда, одна большая и дружная семья.

Настоятель храма,
Духовник Олимпийской сборной России
протоиерей Андрей Алексеев

В России появится система слежения за поведением водителей

К 2022 году в России появится система слежения за поведением водителей. Она сможет предупреждать о вероятной аварийной ситуации на дороге. Об этом сообщили в информбюро Национальной технологической инициативы (НТИ).

Система будет называться Skytracking Transport Security, а ее разработку начнет в 2020 году российская компания «Скайтрэк» — участник рынка «Нейронет» НТИ.

Предполагается, что при помощи компьютерного зрения специальная программа будет анализировать поведение водителя за рулем: распознавать, когда он разговаривает по телефону во время движения, курит или отвлекается от дороги. При этом специальные датчики смогут заметить уход с маршрута, превышение скорости, а также отследить техническое состояние машины.

Собранные данные искусственный интеллект сравнит с набором шаблонов вероятных инцидентов и при необходимости предупредит водителя о риске возникновения ДТП.

Авторы идеи считают, что система позволит снизить аварийность на дорогах до 50%. Устанавливать ее планируют и на общественный транспорт.

«Фактически технология может появиться в транспортных средствах в течение 3–5 лет и станет стандартной частью», — приводит сообщение НТИ «РИА Новости».

5 сентября сообщалось, что депутат предложил ввести запрет на использование блокираторов замков ремней, которые «обманывают» систему безопасности авто и позволяют водителям не пристегиваться.

«Святитель Филарет – наш предок. Но только никому об этом не говори!» Беседа с Николаем Николаевичем Дроздовым

Николай Бульчук

От автора: Я давно мечтал побеседовать со знаменитым Николаем Николаевичем Дроздовым, известным телеведущим, автором множества разнообразных программ на телевидении (еще на советском телевидении), ученым, писателем, обозревателем, человеком выдающимся во всех отношениях. Только в начале 2000-х я узнал о том, что Николай Николаевич – родственник знаменитого святителя Филарета (Дроздова). И вот долгожданная наша встреча наконец состоялась.



– Николай Николаевич, в нашей стране каждый знает вас как телеведущего, писателя, путешественника. Но не все знают о том, что вы являетесь продолжателем родословной знаменитого Митрополита Московского Филарета (Дроздова). 50 лет окормления Русской Церкви под его Архипастырским омофором – это целая эпоха, и не только церковная, но и государственная. Да и будет ли еще в нашей Церкви святитель, подобный Митрополиту Филарету (Дроздову), – ведь это был человек во всех отношениях выдающийся...

А что касается вас: чем была лично для вас Церковь в советское время, как удавалось в вашей семье сохранять православные традиции, какие-то личные воспоминания? И вообще, вас что-то связывало с вашим выдающимся родственником?

– По поводу того, будет ли еще дарован Церкви такой святитель, как Филарет Московский... Есть такое высказывание (оно, конечно, бытовое, но все-таки): «Лучший способ рассмешить Господа Бога – это поделиться с Ним своими планами на будущее!» Поэтому давайте лучше о будущем не станем говорить: все, что впереди, – в руце Божией. Так что положимся лучше на волю Божию!

– А вы знали историю и биографию своего выдающегося родственника?

– В советское время, разумеется, очень трудно было говорить о святителе Филарете как о великом духовном наставнике. Но именно в советское время святитель Филарет рассматривался как один из крупнейших исторических деятелей Русской Церкви. Наверное, потому, что в то время он еще не был причислен к лику святых. Формально это позволяло советской информационной системе сообщать о нем там, где только это было необходимо.

– Вы можете поделиться какими-то семейными воспоминаниями?

– Я отчетливо помню, как отец водил меня в Исторический музей, который тогда располагался рядом с той частью здания, которую сейчас занимает Музей революции. Сегодня весь этот комплекс вместе – нынешний Исторический музей. До революции тоже так было. Так вот, помню, что там висел портрет Митрополита Филарета Московского и Коломенского, как одного из государственных деятелей России (он ведь бы членом Священного Синода).

И вот, отец мне показывал эту картину (а это была именно живописная картина, не фотография). В то время в Историческом музее было много портретов Митрополита, выполненных различными художниками. И помню, отец мне сказал тогда: «Это наш предок, твой двоюродный прапрадед, учти это! Но только никому об этом не говори!»

К сожалению, так приходилось вести себя в то время...

– В детстве вы посещали храм?

– Отец водил нас, детей, в церковь на богослужения. Мы жили тогда в подмосковной деревне, там была всего лишь одна действующая церковь, в селе Дмитровское. Чтобы попасть туда из нашего села Успенского, нужно было идти по лесу, пройти через лес... И когда отец приходил в храм, то помню, как его с радостью встречал священник... Но на работе у отца о его походах в церковь, конечно же, никто не знал... Мы и молитвы все знали... Крестились же мы на дому, потому что, как я помню, в ту дальнюю церковь мы уже ходили крещеными.

– А кем работал ваш отец по специальности?

– Он был заведующим кафедры биохимии в нескольких институтах. Сначала это был Институт мясной и молочной промышленности (сейчас он называется «Институт биотехнологий»), потом – Институт тропической медицины (научно-исследовательский). А самый большой срок работы (вплоть до его блаженной кончины) пришелся на работу во 2-м медицинском институте (он был там тоже заведующим кафедры биохимии). Отец был и химиком, и фармацевтом. Во время Великой Отечественной войны он руководил лабораторией по производству лекарств для фронта.

Еще до войны он успел стать и профессором, и доктором наук, и сделать самостоятельно несколько новых лекарств.

Помню, как он все время рисовал какие-то шестиугольнички, постоянно их переставлял, и пытался меня этому научить и вовлечь в этот процесс.

– У вас не было интереса к медицине?

– Я как-то больше увлекся живыми тварями, обитающими в природной обстановке. Но тем не менее с глубоким уважением всегда смотрел на работу отца. Во время войны он уехал в научную лабораторию, где дневал и ночевал. Это было уже близко к линии фронта. Там была оборудована научная лаборатория, ее разместили в заброшенной церкви (конечно, это лучше, чем если бы церковь приспособили под конюшню или под склад, но все-таки...). Сейчас эта церковь восстановлена и вновь представляет из себя храм Божий.

– А где вы встретили войну?

– Войну мы встретили в Рязани. Помню, когда фашисты бомбили Рязань, я был еще маленьким мальчишкой, мне было где-то 4–5 лет. Но, скажу вам, это, конечно, зрелище было – бомбежки!..

"Всем тогда казалось, что немцы вот-вот – и нахлынут на нас полностью, сразу нас завоюют"

Спустя какое-то время мы переехали поближе к Москве: там была основана научная лаборатория. И она была расположена настолько близко к наступавшей фашистской армии, что я помню, как в соседнюю деревню уже заезжали первые мотоциклетные разведывательные отряды (это была деревня Аксиньино). Нам рассказывали потом о том, что там появлялись фашисты, но, что интересно, никакой защиты от наших войск местному населению не было. И все население деревни пряталось от врагов...

– Как вы думаете, почему так получилось?

– Видимо, наши местные войска еще не собрались с силами, а «сибиряки» (резервы, находившиеся в Сибири) тогда еще не подтянулись... Но всем тогда казалось, что немцы вот-вот – и нахлынут на нас полностью, сразу нас завоюют! Но тогда же, помню, кто-то сказал: «Нет, дальше они не пойдут, дальше не пойдут!..» И что же нужно было делать: верить или не верить этому?

– Видимо, на передовой что-то решалось в то время...

– Да, потом уже мы узнали, что именно в это время, в конце 1941 – начале 1942 года, произошел первый разгром немцев под Москвой. К тому же тут Бог послал в Россию такой мороз, что немцы, не привыкшие к этому, оказались полностью дезорганизованными.

Когда Гудериан со своими танковыми полчищами пошел на Москву, он уже докладывал Гитлеру: «Через 7, максимум 10 дней мы будем в Москве!» И этот доклад был сделан 23–24 июня!.. Казалось бы, в самом деле, чего им стоит пройти до Москвы – это заняло бы неделю, не больше! Настолько немцы не понимали, на кого они напали, даже странно! Ну, хотя бы историю Наполеона почитали, что ли...

– Давайте перенесемся в более близкие к нам времена. Когда заканчивались 1990-е годы (хотя, я думаю, даже и в 1970-е, и позже) уже почувствовалось некое «потепление» со стороны властей в отношении Церкви. В ту пору Церковь возглавлял Святейший Патриарх Пимен (Извеков)... Вы сами пытались установить отношения с церковными властями?

– Я не был лично знаком с Патриархом Пименом, молод был еще тогда. Моим настоящим покровителем, конечно же, явился Святейший Патриарх Алексий II (Ридигер). Это был чудесный человек, мы с ним неоднократно много общались.

– А еще с кем-то из епископата встречались?

– Естественно, ведь я ходил иногда в церковь. И когда однажды митрополит Ювеналий (Поярков) увидел меня где-то во время богослужения в Новодевичьем монастыре, он пригласил зайти к нему, дал мне номер своего домашнего телефона, и я один-два раза им воспользовался. Замечательный человек, скромности необычайной! Он собрал 30 случаев конкретных прижизненных чудес, связанных с Митрополитом Филаретом (Дроздовым).

– Он и познакомил вас впоследствии с Патриархом Алексием?

– Ну, да. На одном из богослужений он нас и познакомил. 2 декабря 1994 года состоялось прославление святителя Филарета (Дроздова) в лике святых. Мощи его тогда были уже подняты из захоронения в Троице-Сергиевой лавре. Все это организовал и проводил замечательный церковный ученый – археолог Сергей Алексеевич Беляев. Сначала все исследования необходимые были проведены, а потом подняты мощи и помещены в раку. Раку святителя Филарета сначала поставили в Успенском соборе...

– Вы, наверное, были и за богослужением, где состоялось прославление святителя Филарета?

– Да, было вечернее богослужение в Троице-Сергиевой лавре. Я тоже туда поехал, конечно. А потом все поехали в Москву, к утреннему богослужению. Литургию совершал уже Святейший Патриарх Алексий II. И именно там, за литургией, он объявил о трех новомучениках и о святителе Филарете, которые были только что причислены к лику святых! Прекрасно за богослужением пел хор братии Троице-Сергиевой лавры.

Все это происходило в Успенском соборе, потому что храм Христа Спасителя еще только строился, это было только самое начало его сооружения...

– Святитель Филарет завещал похоронить себя в Троице-Сергиевой лавре, «рядом с преподобным Сергием». Как вы считаете: его завещание было нарушено перенесением его мощей в храм Христа Спасителя?

"Его любимой молитвой была молитва преподобного Ефрема Сирина"

– Тут нужно все-таки напомнить о том, что он завещал – похоронить себя просто как Митрополита! Конечно же, он и представить себе не мог, что его причислят к лику святых: все-таки его любимой молитвой была молитва преподобного Ефрема Сирина, в которой отмечаются два главных достоинства человека – смирение и послушание.

Да, святитель Филарет, конечно же, завещал похоронить себя в могиле, рядом с преподобным Сергием, рядом с Троицким собором, это так! Но перенесли-то в храм Христа Спасителя – уже раку с мощами нового святого! Это две разные вещи! И рака ведь ничего не имеет общего с гробом... Мощи святого считаются живыми, в каком бы состоянии они ни находились. Иногда, например, происходят и осквернения мощей, но все равно – это мощи святого, которые должны лежать в раке, лежать на поверхности для поклонения... Поэтому, даже если святитель Филарет и завещал это, он говорил о своей могиле. Теперь же могилы у него нет, она просто отсутствует! Так что это ни в коей мере не нарушение его воли: просто так сложились новые обстоятельства, которые он не мог, конечно же, предусмотреть.

– Святитель Филарет (Дроздов) во многом являлся отчасти и пророком. Меня, например, с детства поражал случай, когда он во сне услышал от своего покойного отца: «Береги 19-ое число!..» И ведь он действительно скончался 19-го!..

– Да, этот сон случился в сентябре, а в ноябре уже он отслужил службу, а потом мирно скончался на Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Мне даже комнату эту показывали, где он скончался, я с трепетом заходил туда...

Его служка готовил ему чай после богослужения, а владыка находился в своем кабинете. Когда чай был принесен, Митрополита нашли уже бездыханным. Такая «непостыдная и мирная» кончина... Ну и, думаю, «добрый ответ на Страшном Судищи Христовом».

– Удивительно, но в течение долгого времени, практически с самого дня открытия Московской духовной академии после войны, в ее стенах Святейший Патриарх Алексий (Симанский) в день памяти Митрополита Филарета совершал памятный вечер, так называемый «Филаретовский вечер». Он свято чтил эту традицию. И многие старожилы академии помнят эти уютные вечера, с непременной настольной лампой с зеленым абажуром на столе у Святейшего Патриарха. Выступали с докладами, посвященными святителю Филарету, читали фрагменты его трудов, исполняли песнопения... Но почему-то все равно, я помню это еще с детства, имя святителя Филарета было как бы запрещенным в широком кругу обсуждения, наряду, скажем, с именем тогда еще не прославленного Церковью протоиерея Иоанна Кронштадтского. Эти фигуры и эти имена не были как бы «приняты» советским обществом, они считались почему-то опасными для советской власти.

– А мне почему-то вспомнилось удивительное предсказание Митрополита Филарета: когда к нему явились муж и жена, священник и его матушка, кстати, по фамилии Симанские. Они приехали с маленькой дочуркой, и он провел с ними трогательную душеполезную беседу. И вдруг в конце беседы святитель снимает с себя свою дорогую панагию и передает девочке, как бы награждая ее за визит. Иподиакон в ужасе: «Ваше Высокопреосвященство, что вы делаете? Это же простая дочка священника...» – «Я знаю, знаю...», – отвечал владыка. И то ли сразу, то ли потом он уже открыл, что эта панагия впоследствии будет на груди будущего Патриарха! Именно Патриарха – а об этом тогда даже подумать было невозможно (Патриархов же тогда не было вообще: Синодальный период на дворе, а он говорит о будущем Патриархе!) Так что духовным своим зрением святитель Филарет прозревал на сто лет и дальше!..



– В 1988-м году мы отпраздновали Тысячелетие Крещения Руси. Как вам кажется, Николай Николаевич, использовали ли мы данный нам Богом шанс, чтобы воспользоваться данной нам церковной свободой? Вспомним, как в то время все искренне обратились к Церкви: начали креститься, покупать духовную литературу, которая была еще недавно под запретом, начались паломничества к святым местам, стали восстанавливаться монастыри и храмы, возрождалось богослужение...

– Знаете, некоторые сейчас говорят: дескать, храм Христа Спасителя – другой, он построен из бетона, а раньше его строили долго, из кирпича... Но ведь надо понимать, что уже некогда нам сегодня строить храм 50 лет, как он строился раньше! А надо сказать, что закладку храма Христа Спасителя освящал святитель Филарет, до освящения же самого храма он не дожил. А потом – эта трагедия с его уничтожением... Сейчас же этот восстановленный из небытия храм, мы верим, будет стоять до конца времен! Это несомненно! Я не хочу предсказывать, конечно, будущее, но в душе уверен, что этот храм будет стоять до Страшного Суда, и в нем всегда будут находиться мощи святителя Филарета – как главные мощи этого храма.

– А благословил перенести эти мощи из Троице-Сергиевой лавры приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II...

– Да, причем в беседе со мной он сказал тогда: «Я хочу благословить перенесение мощей святителя Филарета в храм Христа Спасителя, потому что именно он освящал закладку этого храма!» Кроме того, вы знаете, наверное, что он планировал и алтарь его построить в виде кувуклии, и создать другие элементы внутреннего убранства. Все это было обсуждено и подготовлено самим святителем Филаретом...

– А Святейший не обсуждал желания святителя быть похороненным в лавре?

– Что касается размещения мощей святителя в лавре, рядом с преподобным Сергием, Святейший очень интересно сказал так: «Там, в лавре, мощи святителя Филарета находятся как бы ‟в тени мощей преподобного Сергия”. А сейчас они – главные мощи того храма, который он планировал, закладку которого он освящал...». Так что все как-то сложилось правильно.

– Вы поддерживаете молитвенную связь с вашим великим родственником?

– Я хочу рассказать о недавнем чуде, связанном со святителем Филаретом.

Зная, что на кладбище у храма, который я посещаю, существует могила матери святителя Филарета (Дроздова), я как-то начал ее разыскивать. Пришел однажды на богослужение, толпа людей меня оттеснила, потом все схлынули, и тут чудо и случилось!

"Пришел однажды на богослужение, толпа людей меня оттеснила, потом все схлынули, и тут чудо и случилось!"

Этот храм расположен у метро Рижская, а была тогда Страстная Пятница. И вот, на стене храма я увидел помещенную кем-то икону святителя Филарета. В этот раз я пришел в храм помолиться, а до этого сюда просто захаживал, чтобы спросить, где тут похоронена мать святителя Филарета. Он перевез ее в Москву, когда она уже овдовела: отца не стало, и он, конечно, взял ее с собой в столицу. И она где-то тут, с ним рядом, жила на Московском подворье (это как раз начало нынешнего проспекта Мира, у Самотечной площади), и он ее где-то тут похоронил, когда она скончалась.

Я и спрашивал несколько раз, и обходил вокруг храма, но ничего не находил. А в этот раз пришел туда на Страстную Пятницу: постоял на службе и как-то даже забыл о том, что будет еще крестный ход с Плащаницей, и чуть не ушел раньше. Но меня остановила женщина, которая там продает свечи, она меня знает: «Николай Николаевич, куда же вы пошли?..» Я поблагодарил ее, и смотрю – выносят Плащаницу. Так я и прошел крестным ходом вокруг храма, рядом с батюшками. Когда же идешь с крестным ходом обратно, Плащаницу поднимают, и все мы, наклонившись, под ней проходим.

Отошел я и думаю: куда встать? А там такой маленький металлический бронзовый заборчик, я оперся на него, а входящий в храм народ еще и теснить стал, прижимая к стеночке. Стою я, приближаюсь к стене и вижу: «Батюшки мои! Икона святителя Филарета!» А служба продолжается, все стали подходить к Плащанице, прикладываться. Потом народ схлынул, но свечи остались гореть, и я замечаю вдруг, что под иконой святителя расположена какая-то медная табличка. Но ведь иконы не подписывают! Я подумал: надо бы приложиться, а заодно и посмотреть внимательно, что там написано.

Встал на колени, помолился, приложился к иконе – и читаю надпись на медной табличке: «На сем месте покоится вдова протоиерея Успенского собора Коломенского кремля, протоиерея Михаила, скончавшаяся в 1853-м году такого-то марта. Она похоронена здесь сыном ея, Митрополитом Филаретом». Вот это да! Ходил-ходил, искал, а оказалось, как это обычно бывает, что похоронена она была внутри храма! Чудо, конечно, несомненное...

C Николаем Николаевичем Дроздовым

беседовал Николай Бульчук,

специально для Портала Православие.ру

Книги святителя Филарета Московского и Коломенского (Дроздова) в интернет-магазине "Сретение"

30 августа 2019 г.

Футбол - День города Бронницы 2019

Наталья Поклонская назвала главных внутренних врагов России

1565035842.jpg

Депутат планирует заняться парламентской дипломатией в новом политическом сезоне

Работа депутата должна оцениваться не по количеству разработанных законопроектов, а по объёму дел и инициатив, которые принесли видимую пользу конкретным людям. Такого мнения придерживается зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская. На пресс-конференции в МИА «Россия Сегодня» она подвела итоги своей работы в весеннюю сессию и поделилась планами на новый законодательный сезон.

Две тысячи полезных дел

Всего в законодательном архиве Натальи Поклонской 18 законопроектов. Только пять документов, в разработке которых она приняла участие, стали законами. Предлагать новые инициативы депутат пока не планирует, а продолжит добиваться рассмотрения уже внесённых.

«Можно много разных инициатив разработать для статистики, для галочки. Но ведь главное, чтобы от законопроекта была польза. Если что-то уже предусмотрено законом, то зачем десять раз размусоливать одно и то же? Чтобы сказали, что Поклонская внесла аж 49 законопроектов? Какая она молодец! А толку-то от этого? Кому лучше? Никому», — полагает она.

Намного больше удовлетворения у Поклонской вызывают плоды её работы по конкретным обращениям граждан: только за первое полугодие 2019 года она рассмотрела две тысячи жалоб.

«Люди получили ответы, которых долго добивались. Кому-то электроэнергию подключили, кому-то возбудили уголовное дело, которое раньше бесконечно прекращалось по незаконным основаниям, кто-то добился возбуждения дисциплинарного производства в отношении нерадивого гаишника… У каждого свои вопросы, и мы постарались с моей командой помочь этим людям», — рассказала Наталья Поклонская.

Совесть — основа национальной безопасности

В ходе пресс-конференции экс-прокурора Крыма спросили, почему не оказало эффекта ужесточение ответственности за незаконное уголовное преследование и не следует ли ввести дополнительные санкции для следователей. В ответ Поклонская возразила: действующее законодательство уже предусматривает ответственность за фальсификации и нарушения для сотрудников следственных и правоохранительных органов. Проблема в том, что закон не работает — и появление новой нормы никак не скажется на ситуации.

«Да хоть тридцать миллионов законов напишите. Если он не работает, он работать и не будет. Нужно заставить работать закон. А это люди, которые исполняют этот закон. Закон, как инструмент, в руках у правоохранителей, у следователей, у прокуроров, у правозащитников, у уполномоченного по правам человека. Правоприменительная практика, вот что нужно», — пояснила она.

Чистоплотность и ответственность при исполнении — этому принципу, судя по словам Натальи Поклонской, должны следовать вообще все должностные лица и представители власти, если они хотят благополучия России как сейчас, так и в будущем. Здесь кроется и главный фактор национальной безопасности страны.

Да хоть тридцать миллионов законов напишите. Если он не работает, он работать и не будет. Нужно заставить работать закон. А это люди, которые исполняют этот закон.

«Самый страшный враг, с которым надо бороться, сидит внутри. Главные внутренние враги России — это коррупция, предательство, слабость», — убеждена Наталья Поклонская.

По её словам, каждый человек, пришедший к власти, должен понимать, что он уже не принадлежит себе — он работает для людей, для страны. «Если есть это понимание, если есть желание работать, есть совесть, то и коррупции будет меньше», — резюмировал она.

В планах — выход на международную арену

Предстоящая осенняя сессия для Натальи Поклонской знаменует переход на новый профиль работы — вместо борьбы с коррупцией она планирует заняться парламентской дипломатией.

«Я обратилась к руководству Думы и руководству фракции «Единая Россия» с просьбой осуществить моё давнее желание — работать в Комитете по международным делам», — призналась Поклонская.

Поясняя своё стремление к работе по международному направлению, Поклонская заметила, что в какой-то мере является «олицетворением русского Крыма», поэтому её присутствие на зарубежных площадках должно помочь всеобщему признанию полуострова как части России.

Она добавила, что уже имеет опыт в работе на международных площадках. Например, недавно приняла участие в дипломатической поездке российских парламентариев в Сербию, где общалась с депутатами Народной Скупщины. Также Поклонская уделяет внимание гуманитарной помощи охваченным войной регионам: вывозит на лечение в Россию раненых детей из Сирийской Арабской Республики, а также Донецкой и Луганской народных республик.

«Буду развивать все эти направления и надеюсь на благоразумие и рассудительность наших международных партнёров», — заключила парламентарий.

Возможно, пригодятся в работе на новом посту и собранные факты о преступлениях украинских властей против русскоязычного населения. В этом она призналась, комментируя возможность того, чтобы Россия инициировала расследование этого дела в Международном уголовном суде при ООН.

Поклонская напомнила, что Следственный комитет собирает всё новые и новые тома уголовных дел по фактам геноцида русскоговорящего населения на Украине и в Донбассе. «Я уверена, что всё-таки расплата придёт, и эти материалы понадобятся. Будучи прокурором Республики Крым, я сама собирала эти факты, они у меня сохранились. Придёт время как-то реализовать их. Может быть, в международном комитете и пригодится», — надеется депутат.

Менять внешнеполитическую позицию России в отношении Запада Поклонская не намерена. По её словам, вектор здесь задаёт президент Владимир Путин, и он максимально выверенный и «правильно жёсткий».

Запад и так всё понимает и оценивает, смотрит на нашу страну с завистью. Потому что страна у нас самая лучшая.

«Нам надо только помогать президенту, который и задаёт тон на международной арене. Запад и так всё понимает и оценивает, смотрит на нашу страну с завистью. Потому что страна у нас самая лучшая, огромная и красивая. Так и надо делать: чтобы Запад смотрел на Россию и восхищался её красотой», — резюмировала депутат.

Законопроект о льготах на проезд по платным дорогам готовится в Госдуме

1563959889.jpgЗаконопроект о льготах при проезде по платным дорогам намерены внести в Госдуму депутаты фракции «Справедливая Россия» во главе с Сергеем Мироновым, передает корреспондент ИА REGNUM18 июля.

Нельзя отдавать вопрос о льготах на откуп структурам, которые зарабатывают на платных дорогам, этот вопрос должно регулировать государство, заявил Миронов.

«Необходимо закрепить в федеральном законодательстве льготы для социально уязвимых категорий граждан — людей с инвалидностью, многодетных семей. Конечно, правом бесплатного проезда должны пользоваться и жители прилегающих районов», — отметил парламентарий.

Платных дорог строиться все больше, вводятся штрафы за неоплаченный проезд по «платникам».

Чаплин: На протоиерея Смирнова окрысились духовные монстры

1563136722.jpegПротоиерей Всеволод Чаплин в эфире НСН вступился за протоиерея Дмитрия Смирнова, который подвергся резкой критике из-за своих слов о женщинах.

Глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов заявил в эфире радио «Радонеж», что мужчины в общей своей массе умнее женщин. В то же время, он отметил, что женщина гораздо более терпелива и в ней больше любви. В доказательство этому он привел пример из своей приходской жизни. Он рассказал о семейной паре, которая приходила в церковь. Женщина объясняла своему мужу «более-менее толково», а тот в ответ «не смог слова произнести».

Протоиерей Всеволод Чаплин в беседе с НСН вступился за коллегу Дмитрия Смирнова. При этом он подчеркнул, что встречал очень много умных женщин. Кроме того, по словам священнослужителя, они способны на настоящие подвиги. Однако, отметил представитель церкви, некоторые женщины рискуют стать духовными монстрами.

«Я не считаю, что женщины глупее мужчин. Я встречал много женщин умнее себя. Другое дело, что если женщина тратит всю свою жизнь только на карьеру, деньги, славу и внешнюю привлекательность, то с ней происходит что-то не то. Женщина становится духовным монстром несчастным внутренним и сеющим несчастье вокруг себя. Поэтому я понимаю, почему феминистки сейчас вот так окрысились на отца Димитрия Смирнова. Он, конечно, говорил без злобы по отношению к женщинам. Он скорее сказал какие-то комплементарные вещи по отношению к женщинам, говоря об их семейном подвиге, о том, что они часто приводят в церковь мужчин, а те оказываются гораздо менее религиозно грамотными, чем женщины. Действительно, женщины совершили в XX веке в России подвиг любви, подвиг материнства и подвиг веры они сохранили в большинстве случаев, когда мужчины разбежались, попрятались. То же самое было во времена Христа. Христа оставили апостолы, они тоже разбежались и попрятались, а вот женщины пошли ко кресту и к месту погребения спасителя», - объяснил он.

Чаплин также объяснил, что распространенные слова о женской слабости произносятся не для того, чтобы задеть представительниц «прекрасного пола», а с целью напомнить мужчинам о заботе, в которой нуждаются дамы.

«Так что подвиг женщины нужно оценить по достоинству. Но только, когда нет ни подвига веры, ни подвига семьи, а есть только некий подвиг ради себя любимой, вот это делает женщину несчастной. И, наверное, отец Димитрий, в том числе, это хотел сказать. Женщина, конечно, не глупее мужчины. В то же время, эмоциональная сфера женщины, душевная сфера больше подвержена всяким темным влияниям, она просто более зависимая. Недаром апостол Петр сказал, что женщина – это сосуд немощнейший. Но это было сказано, как повод для проявления заботы со стороны мужа. Поэтому главная проблема здесь не в том, что женщина душевно, эмоционально более ранима и уязвима, а в том, что мужчины рядом оказываются, извините, сволочами, которые не знают о том, что забота и защита это, в том числе, часть мужской харизмы», - заключил собеседник НСН.

Ранее высказывание протоиерея Дмитрия Смирнова о том, что мужчины умнее женщин, прокомментировала в эфире НСН общественный деятель Мария Арбатова. Она заявила, что представителю церкви до сих пор удается избегать судебных исков только потому, что его заявления уже никто не воспринимает всерьез. Арбатова сообщила, что такими словами протоиерей позорит РПЦ.

Федор Емельяненко: «Мы должны жить по Евангелию, а не как все» (+ВИДЕО)

Сегодня наш гость – легендарный спортсмен с мировым именем и славой, многократный чемпион мира по смешанным единоборствам и боевому самбо, лучший боец в тяжелом весе, которого когда-то весь спортивный мир наделил титулом «Непобедимый». Впрочем, для себя самого он не видит звания более высокого, чем звание христианина.

«Последний император» из Старого Оскола

– Федор, смотрю на вас и вспоминаю телекадры, когда вы выступали в Японии и Корее. На улице к вам подходят люди и смотрят на вас снизу вверх, как на божество. Многие были счастливы просто постоять с вами, дотронуться до вас, словно до статуи, сфотографироваться с вами. Именно в Японии вам даже присвоили титул «Последний император». Это вам, наверное, очень льстит, как любому человеку?

– Все это уже в прошлом. Моя основная спортивная карьера, ее большая часть – это уже история.

– Федор, ваши победы вдохновили очень многих наших соотечественников, потому что на самом деле большой спорт и патриотизм каким-то загадочным образом идут рядом. Правда ли, что ваш спортивный девиз звучит так: «Все с Божией помощью»?

– «Всё с Божией помощью пройдем, всё с Божией помощью преодолеем».

– Когда возник этот девиз? Каким образом сформировался в вашей душе?

– Моя семья была невоцерковленной, но мама всегда говорила, что Бог есть. У нас всегда дома было Евангелие, которое я время от времени почитывал. Я не ходил в храм, но вера была в сердце, была расположенность к храму, к Богу. Позже разные ситуации были, меня отводило от веры в силу определенных обстоятельств. В какой-то момент у меня появилось много вопросов, на которые я не мог найти ответы. Когда я выступал за сборную России, мне случилось попасть в Дивеево на экскурсию. Протодиакон Андрей сопровождал нас и рассказывал, куда мы едем, что это за святое место. И, посетив Дивеевский монастырь, приложившись к мощам преподобного батюшки Серафима и преподобных Дивеевских святых, я вышел оттуда другим человеком.

У меня по-другому заработала совесть. Вопросы, которые у меня были, отпали, а ответы, которые я потом нашел, оказались не такими уж и сложными. Все постепенно пришло. Я понял, что Бог есть, и Он здесь, в Русской Православной Церкви.

– Я знаю, что вы не просто это поняли, вы стали участвовать в процессе возрождения духовных святынь. На ваши средства был построен храм в селе Федосеевка Белгородской области.

– Меня Господь сподобил немножко поучаствовать в этом. Верующие люди строили, а я просто прикоснулся к этому. Мои друзья, люди села – все с Божией помощью приняли участие в строительстве этого храма.

– А почему именно в этом месте, именно в этом селе?

– Мой любимый город – Старый Оскол, а это село прилегает к Старому Осколу. Плюс мы хорошо дружим с этим селом и с его главой. В этом селе был раньше храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, но в годы гонений он был разрушен до основания. Мы обратились в епархию, и владыка Иоанн благословил нас восстановить храм.

– Получается, что эти земли – ваша малая родина? Какой храм получился?

– Лучше один раз побывать там. Когда мы зашли с женой, она сказала: «Мне хочется от благоговения, спокойствия и ощущения праздника плакать от радости». Он получился своим, родным.

– А в честь кого освящен храм?

– В честь Покрова Пресвятой Богородицы. И батюшка там у нас замечательный – отец Вячеслав. Он готов уделить каждому внимание, на проповедях хочет охватить все вопросы, которые возникают у прихожан, у односельчан. Всех он старается утешить, ободрить.

– Много людей в храме?

– На воскресных службах практически полный храм.

– Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн удостоил вас медали святителя Иоасафа 1-й степени за труды по воссозданию храма.

– Владыка Иоанн – замечательный, с ним тоже сложились давние теплые отношения. Он с любовью окормляет свою паству, борется за спасение каждой души.

– Что изменилось в вашей жизни, когда вы вышли из ворот Дивеевского монастыря и поняли, что Бог есть и в Евангелии все правда?

– Совесть заработала по-другому, как будто пелена спала. Те неправильные поступки, которые я совершал, занозой начали свербить. Я понял, что я жил не так. Мое сознание перевернулось. Господь посылал людей. Я любил читать и начал просто выбирать правильную духовную литературу. До этого я любил и люблю читать русскую классику.

– Из святых отцов, отечественной литературы кто вам нравится?

– Я люблю читать Псалтирь, жития святых. Игнатий (Брянчанинов) мне нравится, потому что он доносит все простым, понятным языком.

«Мужчина должен быть сильным»

– Итак, смешанные единоборства. Еще этот вид спорта называется «бои без правил».

– Нет, только у нас в стране он называется «бои без правил». Во всем мире он назывался «Mixed martial arts» (MMA). Правила здесь четкие. Ну, скажем, если аккумулировать все виды единоборств, получится наш вид спорта. Во многом он мягче, чем какие-то другие единоборства.

– Боевые единоборства совместимы с христианской жизнью?

– В любое время мужчина должен был быть сильным и должен был в любой момент встать на защиту своей страны. Всегда в нашей стране – и в ранние века, и позже – преподавали фехтование, кулачный бой, борьбу. Всегда у нас единоборства, борьба были одним из самых популярных направлений. Любой солдат должен был владеть искусством боя.

– Насколько я знаю из биографии, вы именно в армии серьезнее стали заниматься единоборствами.

– До армии я тренировался не меньше, выкладывался на все сто, но из-за неразвитости определенных качеств – скорости, сил, выносливости – я все-таки проигрывал. После армии пошел на результат: начал побеждать, вошел в сборную России по самбо и дзюдо.

– Вы служили в середине 1990-х годов, а это достаточно тяжелый период для нашей армии. Не жалеете об этих двух годах, которые отдали службе Родине?

– Я никогда не жалел, что служил в армии. Меня всегда так воспитывали мои родители, что служба в армии – это престижно. Папа все время говорил, что кто не служил, тот либо больной, либо ущербный, на таких девушки не смотрят. Меня всегда воспитывали в любви к Родине, к своей стране, поэтому я с большим удовольствием пошел в армию. Там я почувствовал, как изменился. Я возмужал, оторвался от родителей, пожил в хорошем мужском коллективе, почувствовал, что такое настоящая мужская дружба, получил определенные военные навыки.

– Имя Феодор переводится как «дар Божий», а родились вы в дни Крестовоздвижения – в конце сентября. Были ли очень трудные моменты в жизни, и как вы из них выходили?

– Были моменты, конечно. Сейчас понимаю, что это Господь вел. Меня в свое время бросили в мясорубку, под лучших бойцов, и, слава Богу, все удалось преодолеть, и преодолеть без поражений. Еще были разные трудные жизненные ситуации, но Господь выводил меня.

– То есть вы чувствовали Божию руку в жизни всегда?

– Вы знаете, человеку неверующему кажется, что это совпадение или везение, но человек верующий видит в этом руку Божию. Конечно, для меня понятно, что все происходит по воле Божией.

– Вы пришли к вере, когда еще дрались на ринге, соревновались. Как это совмещается с чувством спортивной злости, которую испытывает спортсмен во время поединка? Ведь это неполезно для души.

– Я всегда говорю: нет никакой спортивной злости, ее не должно быть. Если есть злость или еще какие-то эмоции при выходе на ринг, они затуманивают голову. Я всегда выходил на ринг соревноваться с соперником, отстоять честь своей страны в этом виде спорта, но никакой злости к моему сопернику у меня не было. Желание победить, конечно, было, но это не злость. Любые эмоции, которые одолевают вас во время спортивного состязания, любой жизненной ситуации, просто затуманивают голову, не дают трезво мыслить, трезво оценивать ситуацию, поэтому их нужно отсекать.

– Вы побеждали психологическим настроем, или, как говорят, побеждали духом.

– Я думаю, что победить духом можно даже при проигрыше.

– Получается, что вера вам помогла сформировать правильное отношение ко всему: и к победе, и к поражению?

– Все у нас должно быть только через веру, через Христа.

– Вы многократный чемпион, побеждали достаточно длительный промежуток времени. Было ощущение: я первый, победитель? Возникали ли гордость, тщеславие?

– Я всегда стараюсь гнать подобные мысли. Когда они начинают приходить, я отсекаю их.

Дедова икона

– В вашей семье или в вашем роду кто-нибудь воевал в Великой Отечественной войне?

– Дедушка воевал с 1943 по 1945, и позже, с 1945 по 1950, он участвовал в зачистке бандформирований бандеровцев. К сожалению, дедушка в прошлом году отошел, но это был светлый, чистый, самый, наверно, добрый дедушка на свете. Пройдя такую войну, он сохранил в себе все человеческие качества. Он подарил мне иконку Николая Чудотворца, с которой прошел всю войну.

Нашим ветеранам хочется пожелать долгих лет жизни, потому что так мало вас осталось. На вашем примере мы росли, мы будем растить наших детей, мы будем всегда помнить и чтить ваш подвиг, ценой вашей жизни сейчас мы живем, наслаждаемся нашей жизнью, стараемся прославлять нашу страну, которую вы отстояли.

– Белгородская область соседствует с Украиной, наверное, сейчас там много беженцев?

– Да, наплыв большой, у меня две сестры приехали с семьями в Белгородскую область, бежали от войны.

– А ваш род Емельяненко происходит оттуда?

– Родился я в Луганской области, в городе Рубежное. Семья переехала, когда мне было 2 года. Переехали в основном из-за меня, потому что у меня были бронхиты с астматическими компонентами, а в Рубежном был химзавод.

– Вас часто спрашивают, кто вы больше: русский или украинец. Вы всегда отвечаете – русский, хотя, мне кажется, задавать этот вопрос несколько неправильно. Но тем не менее вы так отвечаете. Почему?

– Я себя ощущаю русским человеком. Во мне течет разная кровь: русская, украинская, есть и другая. Но всю сознательную жизнь я прожил в Старом Осколе. К бабушке ездили, но тогда была одна страна – СССР, и не было такого разделения. Православный человек, говорящий на русском языке, – русский человек.

– Мы принадлежим к одной стране под названием Святая Русь: Россия, Украина, Белоруссия. Никому нас не удастся разделить, что бы ни делали.

– Хотелось бы, конечно, те раздоры, которые идут, те искушения, испытания, которые проходят наши братья-украинцы, побыстрее побороть, и важно помнить, что мы единый народ и у нас одна вера.

Здоровые телом – будьте здоровы и духом!

– Вы кумир многих мальчишек. Какие качества нужны, чтобы быть чемпионом?

– Необходимо упорство, желание идти к своей цели – не неделю и не две, а долгие годы. Плюс должна работать голова. Нужно по ступеням шагать, подниматься потихонечку по своим результатам, по развитию каких-то качеств в себе, нужно добиваться определенной цели, идти к ней. Ни в коем случае не ломаться, когда возникают какие-то искушения или соблазны, но идти, стиснув зубы.

– Тем не менее вы тот человек, который не все бросил на алтарь своих побед и на алтарь спорта. У вас очень широкие интересы: вы сыграли спецназовца в художественном фильме, в соавторстве написали книгу о смешанных единоборствах, есть даже компьютерная игра, где вы герой.

– Было дело. Мне было интересно попробовать, посмотреть на киноиндустрию изнутри, к тому же роль в фильме не противоречила моим убеждениям. Что касается книги, то здесь полегче: я наговорил текст – и потом его отредактировали. Много направлений, в которых бы хотелось реализоваться, заниматься действительно любимым делом, настоящим делом.

– Что нужно делать, чтобы вернуть моду на спорт, быть спортивным, подтянутым?

– Необходимо рассказывать о наших чемпионах, которые добились результатов, отстаивают честь нашей страны на международном уровне, на Олимпиадах. Олимпиада прошла, все порадовались, похлопали в ладоши и забыли о спортсменах. А они продолжают тренироваться, у них сумасшедший труд, сумасшедшие нагрузки. Нужно рассказывать и показывать, как они идут к своей цели. Многие спортсмены начинают свои занятия с детства, и, как правило, детства у них уже нет. Когда мои друзья бегали на улицу играть, потом по девочкам, потом пиво начали пить, – я все это время ходил с сумкой через плечо на тренировку, а обратно тащил мокрое кимоно в сумке, отсекая от себя все эти негативные похождения.

– Какие вам пригодились качества в духовной жизни из тех, что вы выработали в спорте?

– Умение встать, если упал. Наверное, любой человек, которого Господь касается, должен отсечь свое видение и посмотреть на жизнь через Евангелие, через слово Божие. У нас сейчас даже люди, которые ходят в храм, стараются Бога подделать под себя, под свои страсти, свои грехи, амбиции, под свою жизнь. Нужно отсечь свое и посмотреть глазами Евангелия на жизнь, мне так кажется. Даже падая, нужно находить в себе силы вставать, через Исповедь и Причастие отсекать этот грех и бороться с ним.

Я, когда готовился к боям, выполнял огромные нагрузки с моими ребятами, которые тренировались параллельно со мной. Они сейчас чемпионы мира по самбо. Также наш тренер всегда рядом был. Мы работали как одна команда, работали на все сто, а остальное уже возлагали на волю Божию. Ребята сейчас приходят в храм и просят у батюшки благословения, отстаивают молебны. Тренировка тренировкой, но духовная поддержка – это другое.

– А когда бой идет не совсем честно, соперник наносит запрещенные удары, как вы реагируете на это?

– Никак не реагирую. Господь меня спросит, как я бьюсь, как я прожил свою жизнь. Он не будет спрашивать, что делал мой оппонент – человек, который желает мне зла. Это не мое. С меня спросят только за мое поведение. Так же и на ринге: если против вас ведут нечестную борьбу, ведите честную борьбу сами. Люди это чувствуют, видят, они будут расположены в вашу сторону.

– Обычно любые соревнования всегда сопровождаются психологической, информационной войной, когда соперники еще до соревнования друг на друга начинают лить грязь, для того чтобы вывести из равновесия. Вас когда-нибудь такой прием выводил из равновесия?

– Я не поддавался на такие провокации. Это понятно, что любым способом стараются вывести из равновесия своего соперника. В моей бойцовской практике было такое; после боя подходили, извинялись, говорили: «Извини, это только психологическая борьба, ничего личного, никакой неприязни». Другое дело, как вы сами себя ведете. Я, например, никогда не читал подобных высказываний. Мне говорили, но я отсекал. Это не мое, мне это не важно, для меня важно только то, что я есть.

– Всегда ли можно оставаться на такой психологической, душевной высоте. Ведь все играют по этим правилам игры, получается, что ты, как белая ворона, должен играть по другим.

– Мы должны жить по Евангелию, а не как все. И когда говорят, что все так живут, надо говорить: «Все, да не все». Все воруют, да не все воруют, все матерятся, да не все матерятся. Я сейчас слушаю диск с рассуждениями Патриарха Сербского Павла «О святой жизни человека». У него есть такая история: «Я стоял на остановке с одной девушкой из прихода, ждал автобуса. Подходит ко мне молодой человек, начинает меня поносить и по отцу, и по матери, ругает меня. Но я ему говорю: ‟Что же я тебе сделал, милый человек?" Но тот меня продолжает поносить. Выругался, развернулся и ушел. Если бы я ответил тем же, мне бы сказали: ‟Ладно, понятно, кто он такой и что из себя представляет, но ты-то куда, ты же в сане?" Если б я в своем сане, в своем положении, при своей ответственности начал бы браниться с ним, то, конечно, я бы упал в глазах прихожан. Я не могу допустить подобного поведения». Он говорит: «Кому дано много, с того больше и спросится». Если мы носим звание христиан, то мы ему должны и соответствовать.

– Кстати говоря, о вас пишут, что вы не пьете ни капли спиртного. Это действительно так?

– Просто был момент, когда после боев мы собирались с бойцами из разных стран. Приходила русская компания – и все сразу: «Водка! Водка!» Почему-то русский человек ассоциируется сразу с водкой. На тот момент я совсем отсек спиртное и не употреблял.

Беда всей нашей страны – пьянство, наркомания, а сейчас спайсы пошли. Если человек чувствует зависимость от алкоголя или от курения, лучше отсекать, лучше вообще не употреблять, не пробовать. Есть вещи, которые вообще нельзя пробовать: наркотики, сигареты. Господь говорит: «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а с другой стороны, говорит: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5, 18). Если человек не может остановиться, лучше вообще не употреблять алкоголь, чем потом разгребать то, что натворил.

– Важно иметь своих героев в народе, которые правильно укажут ориентир. Вы чувствуете, что вы пример для очень многих подрастающих ребят, которые знают вас как победителя с большой буквы. Накладывает ли это на вас дополнительную ответственность?

– На меня накладывает ответственность то, что я православный христианин. Для нас должны быть авторитетами люди, которые достигли Царства Небесного. Это святые. Пока человек живет, есть риск падения. Поэтому равняться нужно на тех, кто достиг Царства Небесного и которых Господь прославил.

– Сейчас культ тела. Фактически это языческая цивилизация. Человек считает, что для самосовершенствования достаточно прийти в спортивный зал, достигнуть совершенной формы, и я – совершенный человек. Как научить людей правильно относиться к спорту, к физкультуре?

– Мы зачастую думаем о здоровье наших детей, но забываем о духовном здоровье, поэтому прививать это нужно с детства, тогда ребенку будет легче, достигнув совершеннолетия, преодолеть какие-либо испытания: он не будет замыкаться на себе, только на своем здоровье, теле. В человеке должно быть все развито гармонично: и тело, потому что это храм Божий, и дух, душа.

Советы для Федора

– А вы обращались за советом в вашей духовной жизни к духовным лицам, священникам? Есть ли у вас духовник?

– Да, конечно, есть.

– Вам помогает это в жизни?

– Конечно, но я скажу, что духовник может дать совет, а вы уже либо принимаете, либо не принимаете. Тут важно, насколько вы близки с этим человеком.

– У вас какое отношение к советам? Вы стараетесь исполнить или подумаете, подходит вам этот совет или нет?

– Конечно, я принимаю советы от духовных лиц, как от Самого Господа Бога.

– То есть вы всегда их стараетесь исполнить, как бы трудно вам ни было?

– Я всегда прислушиваюсь, но к любому батюшке я тоже не пойду. Есть священники, с которыми у меня близкая связь, близкие отношения, к которым, придя, спрашивая совет, я, конечно, все обдумаю, чтобы не было расхождений с Евангелием, с моей совестью. Но приходя за советом, конечно, я намерен поступить так, как мне говорят.

– Вам приходилось встречаться с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом?

– Да, слава Богу, что у нас такой Патриарх. Слава Богу, что наш Святейший Патриарх Кирилл переживает и заботится о своей пастве. У него огромный жизненный опыт, он очень умный человек. Все его проповеди строятся на каких-то личных жизненных примерах. Ну, и, конечно, бывая с ним на службах, слыша его проповеди, мы видим, как он радеет о своей пастве.

– Накануне Олимпиады наш Патриарх сказал, что спортивная победа – это подвиг. Подвиг слагается из очень многих факторов и всегда имеет внутреннее, духовное измерение. А в каких ситуациях вам приходилось с ним видеться?

– Последний раз мы поздравляли Святейшего с интронизацией (мы были приглашены с женой). А так – на службе в Троице-Сергиевой лавре, в Белгородской области случалось, где нам удавалось немножко побеседовать. Также собиралась спортивная общественность, со Святейшим общались. Когда с ним разговариваешь, хочется слушать, внимать его жизненному, духовному опыту, прислушиваться. Конечно, он спрашивает и у нас, у спортсменов, видно, насколько он снисходительно ко многим из нас относится, выслушивает точку зрения каждого. На то он и Патриарх, что может спуститься до каждого человека.

– Да, даже Патриарх Кирилл отметил это ваше качество на своей встрече с олимпийскими чемпионами: «Всегда было видно, что вы боец, но боец с христианским сердцем. Важно, чтобы это всегда присутствовало, в том числе в отношении к поверженному противнику».

«С любовью можно пройти все…»

– Какую роль семья играет в вашей жизни, и помогает ли вера и Церковь строить отношения в семье?

– Семья для человека должна играть первую роль после Бога. Для меня это так. Слава Богу, моя семья разделяет мою веру. Моя жена, мои дочки – верующие люди. Конечно, только на христианских ценностях можно создать крепкую, настоящую семью, только помогая друг другу, заботясь друг о друге, разделяя тяготы и невзгоды, с любовью, можно пройти все.

– Сейчас в Госдуме «лежит» закон, по которому аборты должны быть выведены за обязательное медицинское страхование, чтобы не делать их за счет государства, чтобы государство не участвовало в детоубийстве. Если бы вы были депутатом Госдумы, вы проголосовали бы за или против?

– Конечно, государство не должно участвовать в детоубийстве. Это очень мягкий закон, здесь нужна волевая точка – запретить аборты в нашей стране.

– То есть вы даже за большее ужесточение?

– Как можно разрешать убийство?

– Этот вопрос очень тесно связан с кризисом семьи в нашем обществе. Если рядом отец ребенка, нормальная женщина много раз подумает, стоит ли делать аборт в нормальной жизненной ситуации.

– Женщину надо воспитывать так, чтобы она не задумывалась: делать аборт или не делать. В любом случае нужно доносить до женщины, что это убийство. Не должен стоять вопрос: рожать или не рожать. Женщине, как и мужчине, нужно понимать, что она выбирает спутника не на ночь, что любовь – это не плотская тяга, это, прежде всего, жертва ради своего близкого человека. Когда ты устал, ты должен оторвать свое тело от дивана и пойти помочь своей супруге на кухне, по квартире или с детьми.

– На каком году семейной жизни вы это поняли?

– Мы, слава Богу, всегда помогали друг другу. И женщина должна понимать это при выборе своей половины на всю жизнь, и мужчина также должен понимать. Дети – это радость, это благословение Божие.

– В одном интервью я прочитала ваше наставление молодым спортсменам о том, что, если даже противник сильнее физически, его можно победить православным духом. Как это выглядит на практике?

– Как правило, у православных христиан нет страха, у них есть уверенность в помощи Божией. Если есть испытание, значит, его нужно пройти. Если должно быть поражение, значит, его надо принять так, как есть. Верующий человек выходит с верой и знает, что у него за плечами воинство Христово, которое ему поможет.

– Что бы вы хотели пожелать подрастающему поколению?

– Молодым людям я хотел бы сказать, что на ваших плечах будет благосостояние нашей страны, ее духовное развитие. Вы должны помнить, что являетесь православными христианами и должны из всех сил стараться соответствовать этому великому званию и своим примером, конечно, нести проповедь своим сверстникам и всему миру. Не вливаться в толпу, не вливаться в общее стадо, а быть той самой белой вороной, которая будет нести свет Христов. Необходимо жить по совести (а совесть есть у каждого), прислушиваться к ней почаще и поступать так, как она велит.

С Федором Емельяненко
беседовала Елена Козенкова

27 июня 2019 г.

В Вологодской области открылась уникальная выставка образов Николая Чудотворца

1562172002.jpg

В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике Вологодской области открылась беспрецедентная выставка "Николай Угодник". На ней представлено около 350 образов святителя Николая Чудотворца XI - начала XX веков, сообщает Российская Газета.

"Николай Угодник" - это уникальная выставка. Экспонаты для нее предоставили 14 государственных и частных музеев Архангельской и Вологодской областей, Екатеринбурга, а также коллекционеры из разных городов страны. Многие экспонируемые памятники лишь накануне выставки вернулись с реставрации. Большая часть произведений с образом Николая Угодника, в том числе - редкие иконы, представлены публике впервые.

Одна из таких воссозданных икон - икона "Святителя Николая Чудотворца", датированная второй половиной ХIХ века. Сотрудники архангельского музея "Малые Корелы" обнаружили ее в аварийном состоянии в 2011 году в частном доме деревни Гридкино Верхнетоемского района Архангельской области. Сегодня после серьезной реставрации икона впервые предстала перед посетителями.

Образ святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, занимает особое место в христианской культуре. На Руси его почитали как помощника в делах, защитника путешественников, несправедливо обиженных и попавших в беду. В народе его называли "вторым после Бога заступником", ценили святого за его доброту, милосердие и справедливость. На всей территории русского государства едва ли найдется место, где не было бы храма, посвященного Николаю Угоднику, или иконы и скульптуры с его образом.

По сообщениям Кирилло-Белозерского музея-заповедника, посетители выставки смогут познакомиться с разнообразной иконографией святого, представленной на памятниках иконописного и декоративно-прикладного искусства. Здесь выставлены уникальные иконы XV - XVII веков, в том числе древнейшие образы святого с редкими житийными сюжетами, а также народные иконы, наделенные особым теплом и неповторимым письмом. Также заслуживают особого внимания объемные молельные образы святого, воспроизведенные в деревянной пластике.

Помимо этого, на выставке представлены ранние резные изделия из кости, камня, дерева и графические произведения, старинные книги и целый раздел медных икон и складней, отлитых в старообрядческих мастерских.

"Мы не думаем, как изменить мир своими силами. Мы стремимся получить силу от Бога, чтобы во всех случаях действовать с любовью". Софроний (Сахаров)

 

Наша деятельность в фото:

  • 001.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
  • 7.jpg
  • 8.jpg
  • 9.jpg
  • 12.jpg
  • 13.jpg
  • 14.jpg
  • 15.jpg
  • 16.jpg
  • 17.jpg
  • 18.jpg
  • 19.jpg
  • 20.jpg
  • 21.jpg
  • 49.jpg
  • 1746356.jpg
  • 1547329070.jpg

Создание сайтов,интернет магазинов,студия Ил-веб